Мамы из Новокузнецка, Прокопьевска и Кемерова изучали науку прикосновений.
Наверное, каждый хоть раз в жизни слышал про различные психологические типы людей: визуалы (те, кому для усвоения информации надо увидеть), аудиалы (те, кому для усвоения информации надо услышать) и кинестеты (те, кому для усвоения информации надо потрогать). Понятие "кинестетикс" значительно шире. Владея принципами этой науки, можно ухаживать за маломобильным человеком, прикладывая при этом минимум физических усилий: не за него двигаться, а своими прикосновениями побуждать к выполнению этих движений.
Я все могу сама
Сыну Анны Токаревой сегодня семь лет. Он один из тех, кому врачи поставили неутешительный диагноз "ДЦП". Мальчик не ходит, сидит только в специальном кресле. Но курсы уже изменили отношение к недугу у мамы, меняется настрой и у ее малыша. -Мы все идем одной тропой, - рассказывает о себе и других мамах Анна, центры, массажи, ЛФК, бабки, знахари, другие города, деньги улетают в никуда, и каждый раз надежда и обещание того, что твой ребенок будет ходить, но каждый раз разочарование. Мы занимались с сыном каждый день: бесконечные упражнения на мяче, растяжки, опоры, бассейн, занятия. Врачи сказали, что надо превозмогать боль, капризы, слезы. И мы превозмогали. Вот только занятия не дали желаемых результатов.
В семейном архиве Токаревых хранится видеозапись, которую местные тележурналисты сделали ко Дню матери. На ней Аня занимается с сыном на мяче... Одним словом, героиня, взвалившая на себя тяжкое бремя. Сейчас Аня не любит смотреть эти кадры, потому что все, что она делала до курсов, совершенно не так, как она делает сейчас. -Раньше, - рассказывает наша собеседница, - я просто брала сына за запястья или подмышки и поднимала. Ему было больно, он сопротивлялся, плакал. Но, если знать принципы кинестетикс, то все становится намного проще. Надо побуждать делать движения, а не двигаться за ребенка. И тогда движение приносит не боль, а радость.
Кто возьмется
Сегодня в Кузбассе науке кинестетикс обучают только периодически приезжающие в Сибирь специалисты из Германии. В Германии в отделениях реабилитации инвалидов весь персонал обучен приемам кинестетикс. Возможно, где-то есть и отечественные реабилитологи, придерживающиеся этого направления, но родителям детей-инвалидов о них ничего не известно.
В России медсестры продолжают надрываться, ухаживая за пациентами с ограниченными двигательными возможностями, из-за чего страдает обслуживающий инвалидов персонал, мучаются их пациенты. Поэтому Анна и волонтеры убеждены, что нужна "Школа для родителей" в центрах реабилитации, а курс кинестетикс должен стать обязательным в медицинских училищах и вузах, но ходить и что-то доказывать в административных кабинетах у них нет времени.
- Пока мы добьемся признания кинестетикс государством, наши дети вырастут, - говорит Анна, - а им наша помощь нужна сегодня.
Кстати
Официальная медицина к кинестетическому направлению реабилитации пациентов относится неоднозначно. С одной стороны, медики понимают реальную пользу от подобных навыков, с другой - ограничены рамками госпрограммы и финансирования. Поэтому идеальный симбиоз мог бы получиться из волонтерского движения, которое в России находится пока практически в зачаточном состоянии, и непосредственно лечебных учреждений, которые работают с лежачими пациентами.