Трагедия, которая произошла на Волге, шокировала всю страну: 10 июля при крушении теплохода "Булгария" погибли более ста человек. А на следующий день на озере Телецкое в Алтайском крае затонула моторная лодка, четверых пассажиров спасти не удалось. В Кемеровской области Томь уже десять лет не считается судоходной рекой, однако по ней ходят несколько катеров, которые перевозят людей, а также действует паромная переправа. Что мешает повториться подобной трагедии у нас?
В начале прошлого года на учете в Государственной инспекции по маломерным судам стояло около 2 тыс. больших судов. Принадлежали они в основном состоятельным кузбассовцам, ведь позволить себе приобрести катер за 1,5-2 млн может не каждый. И только небольшая часть из этих 2 тыс. катеров предназначалась для перевозки пассажиров. А в этом году посчитать, а значит, и проконтролировать пассажирские суда уже не удастся.
- С 1 января этого года все мощные судна переданы на контроль в Российский речной реестр, филиалы которого находятся только в Томске и Новосибирске. Соответственно, чтобы пройти техническое освидетельствование, владельцам этих судов необходимо поехать либо в Томск, либо в Новосибирск, - объясняет главный инспектор государственной инспекции по маломерным судам Виктор ТРОФИМОВ. - Инспекторы государственной инспекции по маломерным судам не имеют права даже остановить с проверкой эти суда. А что уж говорить о штрафах за какие-либо нарушения? Большие суда остались совершенно бесконтрольными. Только в связи с событиями на Волге мы проверили пассажирские катера и паромы в Кузбассе внепланово. Но пока результатов у нас нет, да и наше управление теперь за это не отвечает.
Водоросли проходу не дают
Но жителям Кузбасса особо волноваться не о чем: уже почти 10 лет главная речная артерия области - Томь - не принимает большие судна, а опасной может считаться только в верховьях, где сильное течение. Река обмелела и заросла водорослями так, что даже лодкам да катерам иногда сложно по ней пройти.
- Водоросли - это главная проблема нашей реки, - отмечает Виктор Трофимов. - Когда наступает жаркая погода, они разрастаются, река мелеет, оголяются перекаты, поэтому на подвесные и стационарные двигатели наматываются растения, забиваются водометы и может произойти поломка судна. Особенно это касается участка реки от Кемерова до Юрги. Во-вторых, Томь - река горная и в зависимости от погодных условий в течение недели может быть как судоходной, так и нет. Прошли дожди - вода поднялась и судовладельцам проще ходить по реке, а если несколько дней стоит жара, уровень воды падает, и катеру уже не пройти.
Посадили на мель
Пассажирские суда, как уже было сказано, по Томи все же ходят. Конечно, ни до Томска, ни до Юрги, ни даже до Кемерова из Новокузнецка по реке не доедешь. А вот до деревни Ячменюха, которая находится в 150 км от Новокузнецка, добраться можно. По пути катер заезжает в другие населенные пункты и дачные поселки. Подобный маршрут есть и в Кемерове. На "Заре" дачники добираются до Змеинки. Кстати, по пути катер заезжает в музей-заповедник "Тюльберский городок". Ходят суда по расписанию, но иногда погода вносит свои коррективы - речка-то мелеет.
А в Юрге два берега летом связывает паром. Переправа работает ежедневно и в сутки доставляет с берега на берег 500-800 автомобилей, как легковых, так и грузовых.
Паром связывает две окраины дороги федерального значения. Чтобы из Новосибирска попасть в Иркутск, водителям не нужно совершать круг через Кемерово. Они могут из Юрги до села Поломошинское Яшкинского района добраться по Томи. Это экономит водителям как время, так и деньги, которые могли бы потратить на бензин.
Еще в области действует лодочная переправа, которая официально открыта только в этом году. Она находится в поселке Амзас Междуреченского района, и с нее начинаются все пешие и водные туристические маршруты в район Поднебесных зубьев.
Кстати, в этом году нижняя часть Томи - от Кемерова до Юрги - использовалась Новосибирской компанией для перевозки щебня баржами. Но, когда вода спала, ходить по реке стало невозможно, последняя баржа даже села на мель. Но пошли дожди, и баржа благополучно дошла до цели.