Ким Брейтбург – автор более 600 песен, которые исполнял Филипп Киркоров, Людмила Гурченко, Лариса Долина и другие, создатель множества российских мюзиклов. В 80-х годах он пел сам в рок-группе «Диалог», которую знал не только Советский Союз. Как можно было «замахнуться на святое», для чего нужны мюзиклы и почему они не пишутся на заказ, kuzbass.aif.ru рассказал известный музыкант.
Кулак на красном фоне
Татьяна Аряшкина, kuzbass.aif.ru: Ким Александрович, все кузбассовцы помнят ваш «Диалог», ни один городской праздник не обходился без его выступления, а сколько было концертов-сольников! Ваши песни «Сверчок», «Заяц в облаках», «Все летают» распевали и слушали тогда ещё на магнитных лентах. Кемеровчане гордились, что «Диалог» - это группа Кемеровской филармонии.
Ким Брейтбург: Да, тогда, в 1980-х выступать, творить можно было только при какой-то филармонии. Мы очень много гастролировали и по стране, и за рубежом. И скажу, что мы прославляли не только филармонию Кузбасса, но и всю Сибирь. За границей на наших выступлениях висели плакаты – на красном фоне огромный кулак и надпись «Диалог» – Рок фром Сибирия», кулаками были увешаны все гигантские щиты вокруг, что было немного агрессивно, но встречали нас очень хорошо. Мы были во Франции, Великобритании, в Скандинавии, в Германии у нас вышло два альбома, в общем, объездили всю Европу и высоко несли знамя культуры Кузбасса, без всякого юмора, так и было.
– Сейчас вы живете в Москве, часто приезжаете в Кемерово?
– Я приезжаю сюда на совещания, значимые события – вот на премьеру своего мюзикла «Служебный роман». Хочу сказать, что город изменился, похорошел, появились гигантские районы, стоится культурный кластер, я увидел, что культуре уделяется большое внимание. В Кемерове я прожил десять лет, дети мои здесь пошли в школу. От филармонии я получил квартиру на Московском проспекте, тогда это была новостройка, а сейчас некоторые дома даже обветшали.
Продюсером стал поневоле
– «Диалог» был очень популярен по всей стране. Потом вы писали песни для других, причём многие стали хитами, но вы успешно стали заниматься продюсированием. Творческих людей, способных сочинять музыку и деньги зарабатывать, немного.
– Продюсером я стал поневоле, чтобы осуществлять собственные проекты. Часто бывало: написал одно, а на выходе получил другое. Я пару раз обжёгся, и с некоторых пор стал контролировать весь процесс подготовки спектакля. Был не только создателем партитуры как композитор, но и руководил постановкой. Тогда получается цельность, ценность, что приводит, я надеюсь, к успеху. Не от любви к деньгам, а от безвыходного положения занялся продюсированием. Согласен с утверждением «хочешь сделать хорошо – сделай сам».
– Постановка музыкального спектакля отличается от работы над рок-концертом. С чего вы начинали?
– Я пришел из шоу-бизнеса, уже был зрелым автором, общался со многими звёздами эстрады, писал для них песни. В какой-то момент подумал, почему бы не заняться тем, что люблю. Если помните, «Диалог» исполнял театрализованные композиции «Я человек», «Раздели со мной», «Под одним небом» – с дымом, светом, спецэффектами. Опыт подобной работы позволил мне плавно перейти в область музыкального театра.
Моя жена Валерия, теперь уже профессор РАМ имени Гнесиных, помогла в постановочном процессе. Мы изучали отечественный и зарубежный опыт, перевели с английского много книг. До пандемии каждый год ездили в Америку на Бродвей, отсматривали все спектакли, общались с режиссёрами, актёрами, набирались опыта. Мы с супругой написали книги о жанре мюзикла. Литературы по этой теме у нас мало, поэтому приходится писать самому. Возможно, они пригодятся для студентов. В прошлом году мы открыли программу бакалавриата «Мюзикл и шоу-программы» в РАМ им. Гнесиных.
Все началось с «Дубровского»
– Вы написали 13 мюзиклов, и пять из них идут в Музыкальном театре Кузбасса.
– Появление такого количества спектаклей – не моя прихоть, это обязанность. С руководством вашего региона есть соглашение о сотрудничестве, я являюсь куратором Музыкального театра Кузбасса. За последние годы я наблюдаю, что театр становится другим. Мюзиклы ставили в Кемерове и лет шесть-семь назад, но они были иными. Сейчас Музыкальный театр Кузбасса входит в десятку лучших в России: я со многими театрами сотрудничаю и знаю, о чём говорю.
– Бывает так, что автор пишет прекрасную музыку, режиссёр собирает популярных артистов, есть хорошая реклама, а зрители не идут на спектакль. Как угадать потребность публики? Есть какое-то чутьё продюсера?
– Я думаю, есть опыт предвидения того, что может быть востребовано. Мне уже 68 лет. Я хорошо знаю, что людей может растрогать, что может рассмешить. Нужно, чтобы все это было своевременным: сегодня был аншлаг, а вот через пять лет его может не быть.
«Служебный роман»
– На премьере «Служебного романа» вы вышли вместе с артистами на поклон, пели с ними, взявшись за руки.
– Важно быть на одной волне с артистами. Я люблю актёров, они люди непростые, с очень подвижной психикой. Я их люблю за самоотверженное отношение к профессии, они ведь немного зарабатывают. Но несмотря на свое настроение, на свои личные проблемы они выходят на сцену, где происходит полное единение. Автор, постановщики, артисты – мы делаем одно дело, создаём эмоциональную отдушину в наше непростое время, даём возможность верить в лучшее. За два часа спектакля мы пытаемся вырвать людей из рутины, из обыденной жизни. Пусть они увидят фантазию, сказку. Я считаю, что 60-70% музыкальных театров страны живут по этому принципу. Остальное можно посмотреть в драматическом театре.
– Взять за основу популярнейший фильм Рязанова для создания мюзикла – очень смело. В зале зрители за артистами повторяли знакомые фразы и реплики.
– В отличие от многих других авторов я никогда не пишу на заказ, пишу то, что мне интересно. «Служебный роман» – один из самых любимых моих фильмов, как и всей страны. Он снят по пьесе Рязанова и Брагинского «Сослуживцы». Мне пришла в голову мысль, что в этой пьесе есть офис – это место действия, сослуживцы – это кордебалет, коллектив статуправления – это солисты и хор. Я применил принцип Бертольда Брехта, когда хор комментирует действие, обращаясь к публике. Всё для мюзикла есть! Зрители понимают, что фильм и мюзикл – разные вещи: структура другая, артисты поют. За счёт сценографии, танцев спектакль становится очень подвижным. Надеюсь, у него будет большое будущее.
– У вас огромный творческий багаж, казалось бы, можно и не писать музыку, а жить прошлыми заслугами. А вы выдаете мюзиклы на-гора, как в нашем шахтёрском крае.
– Это не из-за жадности, а от потребности. Я не могу просто так сидеть дома. Мне пока интересно. Служение людям – это мое хобби!