Смысл такой: пригласить несколько молодых неизвестных или малоизвестных режиссёров со всей страны и за три-пять дней поставить с труппой театра эскизы (своеобразные трейлеры будущих спектаклей) по произведениям выбранного автора или на заданную тему. Обычно театры не могут позволить себе вольные эксперименты с незнакомыми авторами или материалом. В случае неудачи или зрительской незаинтересованности – потеря кассы. А после лаборатории театр может выбрать любой эскиз и доработать его до полноценного спектакля, который войдёт в репертуар.
Новокузнецкий театр сделал главным действующим лицом своей лаборатории поэта Владимира Маяковского, который в своё время увековечил в стихах «город-сад». До этого Новокузнецк уже провёл лабораторию по творчеству Достоевского и Тургенева. Нынешнее событие получилось масштабным и ярким – в Новокузнецк приехали режиссёры, актёры и театральные критики со всей России, а зрители целую неделю смотрели на Маяковского под разными соусами.
Облако ожиданий
Атмосферой чего-то мощного и большого посетители пропитывались уже в фойе театра, где был установлен интерактивный экран. Каждый мог нажать на один из эскизов лаборатории, и на стене появлялась огромная проекция с движущимися изображениями, а из колонок доносились то стихи поэта, то его письма, то высказывания современников. Внутри этого говорящего и мелькающего действа зрители рассматривали выставку картин художников-авангардистов 20-30-х гг. и современных художников Новокузнецка. На сцене было показано шесть эскизов по Маяковскому. На каждом зрителям выдавали листки, которыми они могли проголосовать за понравившуюся работу. Оценивать эскизы предлагали поэтично, стихами самого автора.
«Хорошо! Дайте дорогу!», что значит – эскиз безоговорочно принять и оставить в репертуаре без доработок; «Это бы сначала переделать, переделав – можно воспевать!» – эскиз принять с условием доработки; «Не по мне всё это. Не к чему… И жаль» – забыть эскиз как страшный сон. По итогам голосования в текущий репертуар театра включено три эскиза: «Маяковский – детям» (режиссёр Елизавета Бондарь, г. Москва), «Живой Маяковский. Рассказ товарища Локтева» (режиссёр Александр Вислов, г. Москва) и «Председатель земного шара» (режиссёр Александр Огарев, г. Томск).
«Пролабораторились»
Теперь в Новокузнецком театре Маяковского будет много. К лаборатории режиссёр Андрей Черпин выпустил премьеру уже полноценного спектакля – «Тринадцатый апостол», где через отрывки из стихотворений автора прослеживается почти вся его жизнь: от юных футуристических стихов через революционную ломку до заграничных путешествий. Красивый, стильный чёрно-красный спектакль с огромным портретом Маяковского на заднем плане и 12 поэтами-апостолами, к сожалению, больше тяготеет к форме, нежели к осмыслению поэзии и жизни поэта – Маяковский вновь предстал «певцом революции», железно чеканящим свои стихи в маршевом темпе. Но, как сказала одна из приглашённых критиков Татьяна Тихоновец, театр сегодня выполняет очень важную просветительскую роль.
Возможно, на этой лаборатории некоторые молодые люди впервые услышали стихи большого поэта ХХ века, узнали, как зарождался футуризм, узнали, что помимо горлана и певца революции поэт был тонким и нежным лириком, зажигавшим звёзды. Маяковский даже больше, чем начитанным взрослым, подойдёт бунтующей молодёжи, которая если и не поймёт до конца слов, то точно почувствует между строк энергетический заряд и протест против всего лживого и ненастоящего, который поэт выражал всю жизнь.