На минувших выходных в Кемеровском Театре для детей и молодёжи показали премьеру спектакля «Мальчики не плачут» (12 +) по повести Ирины Мышковой. Это первая постановка по дебютному произведению автора в России. Спектакль поднимает сложные вопросы отношений взрослых и детей в благополучной семье. kuzbass.aif.ru побывал на показе.
Люди-функции
На сцену выходит 12-летний Лёша Жидков, подросток в жёлтом худи и красной шапке. Позади него — дома-деревья с мигающими окнами-стволами. И вообще сама сцена довольно специфична: на ней, кроме домов-деревьев, разной высоты передвижные ступени, которые потом актёры обыграют в качестве элемента компьютерной игры.
Свой рассказ Лёша начинает, как типичный представитель своего возраста, с того, кто он и откуда. Оказалось, со спального района «подмышки» — бывшая «промышка» (от названия завода текстильных материалов). Учится в обычной школе. Отличник. Друзей нет. Казалось бы, ну и что?
Но зрителю многое становится ясно, как только на сцену выходят родители-куклы и «надувная» бабушка. Двигаясь и говоря механически, почти неодушевлённо, скрытые за масками они заявляют привычное всем:
«Сделать не сможешь — руки не оттуда растут».
«Какой ещё компьютер? Оно тебе не надо, а надо книжки читать».
«Если я узнаю, что ты на заводе был, меня инфаркт хватит».
Как часто тепло и поддержку наши родные подменяют гиперопекой, строгостью, манипуляцией и завышенными ожиданиями? Достаточно часто, чтобы большинство из нас понимало, о чём говорят актёры. Вот и Лёша очень расстраивается, что маме нужен не он, а тот, кого она себе придумала. К реальному Лёше, надо сказать, придуманный Лёша имеет опосредованное отношение.
Школа, музыка, шахматы, рисование заполняют Лёшино время, но не спасают от одиночества. Отчаявшись добиться понимания от самых близких людей, мальчик уходит из дома и едва не попадает в беду. Так вышло, что вызволяет его единственный взрослый «живой» человек — учитель истории.
По словам режиссёра спектакля Ирины Латынниковой, когда артисты начали погружение в литературный материал, возникло множество воспоминаний, о которых откровенно говорили на репетициях. Без этого невозможно сочинять спектакль и работать над ролью.
Близкие не понимают
Но почему люди, которые любят друг друга, необходимы другу и жить не могут друг без друга, не слышат, не понимают и не помогают друг другу?
Иногда каждый живёт своей болью и своими мечтами, которые переносит на других. Вот бабушка Лёши, например, в конце призналась, что её обижал отец и что она сама мечтала учиться музыке и отдать туда своих детей. С детьми не вышло, но вышло с Лёшей. Забавно, что отчитывает бабушка внука под музыку Баха.
Когда в детстве мальчикам (да и девочкам) запрещают проявлять эмоции, это сказывается на них и во взрослой жизни. Психолог Анна Демина объясняет, что детям сложнее наладить контакт и сформировать привязанность к отцу, который не умеет проявлять свои эмоции.
«Эмоция не может просто исчезнуть, она всё равно остаётся в теле. Её либо нужно проживать адекватным образом, либо она застревает и образовывает психоэмоциональные блоки, психосоматические заболевания. Также запрет на выражение эмоций может привести к искажениям: если мальчику, например, нельзя злиться дома, он может пытаться сбросить напряжение в детском саду и агрессировать на других детей. Или же ребёнок может направить агрессию на самого себя», — говорит психолог.
Она уверена, что детей и взрослых нужно учить адекватно проживать эмоции, чтобы они не разрушали ни самого человека, ни его окружающих. Остановка, наблюдение, анализ и проговаривание эмоций — безопасные способы. Злость можно выразить словами — безопаснее сказать о том, что чувствуешь, чем ударить.
В начале спектакля в зал задают вопрос: от чего зависит — одинок человек или с кем-то? Ответ на вопрос прост, его знают многие из нас. Но чтобы узнать наверняка, от души рекомендуем сходить на спектакль.
Слово режиссёра: почему спектакль важен?
Режиссёр спектакля Ирина Латынникова:
Так сложилось, что в последнее время внимание театра было обращено к классике и возникла необходимость работы по современному литературному материалу. В репертуарной афише не хватает спектаклей для подростков и о подростках, и мы теряем важного зрителя.
Повесть Ирины Мышковой написана просто и понятно. Она очень хорошо передаёт внутренний мир современного подростка. Благодаря этому есть возможность узнать и понять своего ребёнка, взглянув на него не строгим, оценивающим взглядом взрослого человека и таким образом перестроить свой фокус зрения. И, самое главное, она вскрывает болевые точки каждого человека. Своей работой мы хотим сказать о необходимости любви и понимания в отношениях взрослых и детей.
Репетируя, мы сами работали над собой, осознавая и исправляя свои жизненные ошибки. Надеемся, что и зритель придёт к этому. Каждый из нас нуждается в любви и понимании самых близких и самых родных людей. И все мы можем осознать необходимость своей любви к близким и родным людям.