Творчество живет в каждом из нас, говорят современные психологи. Нужно только найти эти скрытые нотки в себе. Kuzbass.aif.ru спросил у профессионального музыканта Максима Неволина, как узнать, есть ли у тебя талант, и как его найти?
С чего начать
Екатерина Волкова, kuzbass.aif.ru: Максим, когда вы начали заниматься музыкой? Какие инструменты освоили?
Максим Неволин |
Максим Неволин: Точно не могу сказать. Мне было около 5 лет. Моя мама, бывший аккордеонист, усаживала меня в кресло и ставила мне на колени аккордеон. Мне очень хотелось попробовать на нем сыграть. Аккордеон был такой большой, что я не видел ничего за ним. Точно также не было видно и меня за аккордеоном. Вот в таком положении я пытался нажимать кнопки и клавиши, всеми силами старался извлечь звуки. Когда мне исполнилось 9 лет, родители привели меня в музыкальную школу на прослушивание, меня приняли, и я стал заниматься по классу аккордеона. Отлично помню, что занятия музыкой мне очень нравились. Меня пленил сам мир музыки и новой для меня культуры. Через год после того, как я начал обучаться музыке, в нашем доме появилась гитара моего старшего брата. Кончено, я захотел научиться играть и на ней. Вскоре я начал играть не хуже своего старшего брата, а спустя какое-то время обогнал его в мастерстве. Гитара дала возможность начать импровизировать, а знания, которые я приобрел в музыкальной школе, дали представления о культуре исполнения.
В старших классах мы с друзьями собрали группу «Формула», то время было беззаботным и незабываемым. Нам даже удалось записать свой первый и единственный альбом.
После окончания школы передо мной встал нелегкий выбор. С одной стороны, мне хотелось заниматься музыкой с её прекрасным бездонным миром чувственности и красоты.
С другой стороны был реальный мир, в котором 18-ти летнему парню нужно было получать образование, чтобы как-то устроиться в дальнейшей жизни. Пришлось все бросить и уехать в другой город. Так я оказался в Кемерове, поступил в ВУЗ и получил диплом инженера. Успокаивала меня мысль о том, что музыка поедет вместе со мной. После того, как я поступил в ВУЗ, я долго искал единомышленников, однако это не давало никаких плодов. Круто изменил ситуацию в моей жизни фильм «Стиляги». Я буквально заболел джазом и всем, что с ним связано. Я купил альт-саксофон. Выторговав его у китайца на рынке за 4 000 рублей, я был счастлив, как тогда в 5 лет. Для меня открылся совершенно новый путь в музыке. Не зная абсолютно ничего об этом инструменте, кроме его истории создания и происхождения, я усердно старался и начал играть. Надо признать, что этот инструмент оказался намного сложнее, чем те, на которых я играл до этого. В течение двух недель я заматывал саксофон полотенцем и, закрывшись в ванной, старался извлечь из инструмента какие-либо звуки. В итоге через месяц мне удалось сыграть «Summer time» знаменитого Луи Армстронга. Тогда я понял, что невозможного нет. Сегодня я играю на трех инструментах: саксофон, гитара и аккордеон.- Как вы думаете, музыкальная школа сейчас популярна? Стоит ли отдавать детей учиться музыке?
- По моему мнению, музыкальная школа сегодня испытывает кризис. Ведь музыка в наше время вымирает, музыкальная культура в целом испытывает мощный регресс. Музыка становится коммерческим продуктом, как и всё вокруг, идет к максимальному упрощению. Но ведь настоящая музыка - это огромный труд! Даже талантливые дети, которые ей занимаются, порой остаются незамеченными на фоне подавляющего влияния МР3-формата. Обучать ребенка музыке - это решение родителей дать ему толчок к развитию. Музыка, как любое искусство, воспитывает в человеке богатый духовный мир. Человек в прямом смысле слова становится разносторонне развитым, интересным, красивым. Музыка воспитывает гармоничную личность, но в то же время обнажает искренние чувства человека. А это, как известно, не всегда безопасно. Люди становятся ранимыми. Они ярче других чувствуют мир. Так что родители, решившие обучать ребенка музыке, должны поддерживать его в юном возрасте.
Жить, играючи
- Реально ли сегодня музыканту заработать? Где найти площадки для выступления?
- Музыку, конечно, можно использовать в качестве как основного заработка, так и дополнительного. Всё зависит от субъективных потребностей и желаний. Кто- то преподаёт в музыкальной школе за небольшие деньги, и его такая жизнь вполне устраивает, он предан своему делу. Кому-то нужна слава и большие деньги. В настоящее время я использую музыку в качестве дополнительного заработка, так как это все таки не постоянный источник дохода. Да, с помощью заработанных денег можно купить машину, хороший инструмент и т.д., но есть еще и налоги, различные ежемесячные платежи. Со временем жизненная позиция меняется, начинаешь задумываться о пресловутом социальном пакете. И все же, хороших, качественных музыкантов намного меньше, чем представителей рабочих профессий. Поэтому я считаю, что будущее у хорошего музыканта обязательно есть. Многое зависит от родителей, которые могут во время подтолкнуть ребенка к дальнейшему развитию.
- Что есть музыкальный слух? Он есть у каждого или его можно развить со временем? Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, как понять, есть ли у него слух? Ведь обучение музыке отнимает много времени и сил.
- Слух - это возможность с определенной точностью воспроизводить подлинное звучание ноты, звука, интонации. Как понять, что у ребенка есть слух? Можно попробовать поставить ребенка перед фортепиано и, проигрывая ноты, слушать, с какой точностью он их поёт. Можно наблюдать за ребенком, может ли он пародировать кого-либо, имитировать тот или иной звук, интонацию речи. Слух - это основа принадлежности человека к музыке. Если у человека от рождения развитый музыкальный слух, ему проще обучаться музыке. Но есть и исключения. Одним из таких примеров является мой старший брат, у которого абсолютно не было слуха. Он пел «мимо», даже фортепиано не помогало.
- Поговорим о жанрах. В каких вы любите играть, а какие слушать? Какой инструмент предпочитаете?
- Сейчас отдаю свое предпочтение стилю Smooth Jazz. Его я могу слушать часами. Из всех инструментов также предпочитаю саксофон. Саксофон максимально может передать моё настроение, отношение к композиции, которую исполняю. Вообще комфортным инструментом я считаю тот инструмент, который бы смог передать ваши чувства, понятные публике, другим музыкантам. Совсем не обязательно играть виртуозно, быстро или сложно. Нужно чувствовать красоту исполнения. Пусть во всём произведении вы сыграете 3 ноты, но они будут восхитительны. Исполнение должно быть комфортным для самого музыканта. Музыкант должен дарить свой талант людям, именно тогда он будет получать удовольствие. Слушаю я всё, что мне нравится, я меломан. Не ограничиваю себя в музыке, смотрю во все стороны.
Где принимают лучше
- В каких городах вы выступали? Где проще играть, в глубинке или областной столице? Какая публика лучше принимает?
- Я выступал во многих городах Кемеровской области. Это Междуреченск, Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск и т.д. Наверное, большую часть городов Кемеровской области я объездил. Так же выступал в Новосибирске и городах Новосибирской области. Много раз планировали выступление в Москве, но всё не получалось. Выступать везде нелегко, ведь выступления в столице или в глубинке ничем не отличаются. Это труд, дело, которое ты стараешься сделать на 5+. Публика всегда будет воспринимать тебя хорошо, если ты будешь выступать на «отлично». Нужно не забывать оттачивать мастерство, чтобы избежать неудач, каких-либо ошибок.
- Исходя из вашего музыкального опыта, из чего же все-таки состоит успех? Это талант или тяжелая работа?
- Успех в первую очередь состоит из постоянных репетиций. Музыка - это труд и очень тяжелый, об этом не стоит забывать. Безусловно, талант дает большую часть развития, но только в достижении мастерства, но не успеха. Талантливый профессиональный музыкант - это еще не успех. Музыкант должен быть артистом. Если музыкант просто играет посреди огромного зала идеально оточенную композицию, но при этом стоит, как вкопанный, то такой музыкант будет иметь успех среди ценителей музыки и только. Когда ты выходишь на сцену, ты - артист, ты человек, который умеет затронуть чувства каждого слушателя, как волшебник может заставить всех смеяться и танцевать, или плакать и грустить. Успех складывается из многих факторов. Стремись исполнять на «отлично», регулярно занимайся оттачиванием навыков исполнения, чувствуй композицию, общайся с публикой посредством инструмента, тела, взгляда и мимики – это лишь несколько составляющих успешного выступления.