Бережно хранила, заботливо за ним присматривала, внимательно ухаживала и даже с ним разговаривала. Этот череп помог ей вылечить и спасти от гибели немало местных жителей.
Наталью Лупиногову земляки знают как отзывчивую и добрую женщину, которая в любую минуту и в любое время суток готова спасать больных, — словом, медика по призванию. Даже теперь, когда Наталья стала пенсионеркой, как может бескорыстно помогает больным людям и братьям нашим меньшим. Сейчас, например, каждый день кормит престарелую собаку, отслужившую много лет в отделе полиции. Не может пройти мимо, чтобы не помочь выброшенным на улицу котятам. В квартире вместе с ней добрососедствуют восемь кошек и котов. Всех подобрала на улице и спасла от гибели. Но главный предмет ее обожания — это настоящий человеческий череп, который она впервые показала только корреспонденту «АиФ в Кузбассе».
Дома строили на могилах
– Наталья, а как к вам попал этот череп?
– Историю его начну, пожалуй, с того, что я медик по призванию. Закончила в Томске медучилище. Четыре года нас в специальной группе учили профессора из мединститута на фельдшеров, которым потом предстояло работать в деревне. Врачей ведь там нет, поэтому мы должны были вместо них все уметь: принимать роды, лечить от любых болезней, травм, диагностировать. На занятиях по анатомии объясняли, что самый сложный орган — человеческий череп, там много разных костей, отверстий, все они имеют большое значение для человека. Все это мы изучали, зубрили, но настоящий‑то череп нам никогда не показывали. Черепа были только учебные — пластиковые, как игрушечные. После училища пришла работать фельдшером на Яйский лесопромышленный комбинат. Кроме работы в фельдшерском пункте, ходила по цехам, проводила с рабочими беседы про разные заболевания. И вот однажды завели разговор про череп и кости человека. А один из рабочих — Валерка Егоров — говорит: «Наташка, хочешь, принесу тебе настоящий скелет? С черепушкой и всеми костями». Я тогда опешила, начала расспрашивать, что это за скелет, подумала, что, может быть, кого‑то убили да закопали. А Валерка успокаивает, говорит, что они строили дом как раз на том самом месте, где когда‑то хоронили японских военнопленных. Об этом многие старики в Яе тогда знали, хотя и не принято было об этом распространяться. Начали рабочие копать котлован и откопали целый скелет. Убедил меня, что этот скелет японца никому в Яе не нужен, все равно они его выкинут. Я попросила, чтобы принес мне хотя бы череп.
Эх, Вася…
– Череп я принесла домой. Муж мой Вася как раз сидел на кухне и ел суп. Пришла, прямо с порога ему кричу: «Вася, посмотри, что мне принесли!» Разворачиваю на столе сверток: «Смотри, какой хороший череп: желтенький, все зубы целые! Наверное, молодой был мужик…» Вася как подскочил, закричал: «Ты чего эту гадость принесла? Совсем вольтанулась?» Это теперь я понимаю, почему он вместе со мной черепу не порадовался. А тогда начала объяснять, что нужен он мне очень для работы. А тот все равно кричит: «Вынеси немедленно из дома!» Я в ответ: «Не вынесу! Будет он теперь всегда со мной!» Взяла череп с костями и унесла в спальню. Вечером пришел ко мне отец для серьезного разговора. Видно, Вася ему нажаловался, что череп домой принесла. Говорит, мне: «Наташа, доченька, Васе сильно плохо, Вася боится жить в одной квартире с покойником. Я понимаю, что ты медик, это твое призвание, но пойми и ты Васю…»
В общем, отец тоже не смог меня убедить, чтобы я череп выбросила. Но задумалась я тогда, как бы так сделать, чтобы череп мужу понравился. Ведь он из‑за этого черепа со мной перестал разговаривать. Почему‑то подумала, что, наверное, Васе не понравились у него некрасивые зубы и желтый цвет, поэтому зубы выдернула. Выбрала теплый солнечный день, взяла лыжную палку, воткнула во дворе, на палку надела череп и покрасила белой эмалью. Когда краска высохла, я выбрала подходящее время и опять к мужу: «Вась, ну посмотри, какой он стал хороший, красивый…» Вася затрясся весь, опять разорался и убежал из дома. Пришлось тогда положить череп в посылочный ящик и унести из квартиры в сарай. А потом года через два с Васей разошлись. Опять забрала череп в квартиру. С тех пор живу уже в третьей квартире, а череп всегда со мной.
Череп помогал лечить яйских больных
– Наталья, а кости от руки скелета не сохранили?
– Я их отдала подруге в Томск, вместе с ней в медучилище училась. Они ей тоже были нужны для работы в медицине. А вот череп, сколько меня ни просили отдать или продать, никому не отдала. Это же не игрушка! Жила одна, двое детей выросли, но с черепом не расставалась. А в последнее время судьба черепа меня стала сильно беспокоить. Куда его деть? Хотела отнести к памятнику в Яе, который японцы поставили как раз на том самом месте, где этот скелет нашли. Но его могут украсть. Думала на нашем кладбище закопать, так нехорошо, что он будет там безымянным лежать. Выбросить, как верующий человек, тоже не смогу. Дочка сейчас зовет к себе в Кисловодск жить. Я и с ней советовалась, чтобы она помогла через Интернет с кем‑то связаться и передать этот череп японцам, чтобы увезли его на родину и, как у них положено, похоронили. Может быть, этот человек был кому‑то отцом, дедом или прадедом. Даже сны в последнее время снятся, как приходит ко мне японец, и мы с ним сидим разговариваем. А тут прочитала в вашей газете, что осенью в Яю приезжали японцы, нашли кладбище военнопленных, на следующий год опять приедут, чтобы останки выкопать и в Японию забрать. Положила на колени череп, погладила по японской черепушке и говорю ему: «Потерпи еще немножко, дружок, скоро ты на родину к себе отправишься! У твоих японцев ведь такие теперь возможности, что они смогут исследовать и узнать твое имя. Да и облик лица, если захотят, тоже смогут восстановить». Только все‑таки боюсь, что как бы меня каким‑то варваром не назвали из‑за того, что столько лет череп японца хранила.
– Наталья, а этот череп на самом деле помогал вам лечить больных?
– Я его за эти годы наизусть изучила до мельчайших косточек. Бывало так, что обращался ко мне больной, который травмировал голову. Я сразу представляла по этому черепу, что это за травма, насколько она серьезная и чем может больному грозить. Вот и получается, что череп этот был полезен не только мне, но и больным.
– Спасибо вам, Наталья. Обещаем, что обязательно поможем вам вернуть череп японского военнопленного в Страну восходящего солнца.