Вот только само слово «смерть» Наталья Михайловна старается даже не произносить. Она говорит, что даже в самые тяжёлые и болезненные моменты она всегда знала, что однажды снова станет здоровой. Да, она знала, что её болезнь смертельна, но никогда на самом деле не верила, что это так. «Я буду жить!» – откуда взялась такая вера, она не знает и сама, но именно так и произошло.
Обыкновенное чудо
Однажды ей позвонили из больницы и велели приехать немедленно. Оказалось, что донорская печень, в которой на тот момент нуждались 23 пациента, подходит именно ей. Наталья Михайловна признается: «Всё это так быстро произошло, что я даже сильно испугаться не успела! Честное слово, совсем не боялась, когда ложилась на операцию. А ведь операция предстояла сложнейшая – десять часов проходила. Врачи её проводили, сменяя друг
Хотя трудности ещё были впереди. Предстояло снова встать на ноги, сделать первые шаги, через боль, через силу. «Уже на третий день реаниматолог меня заставила ходить. Я старалась сквозь слёзы, а она мне всё время твердила: «Ты чего?! Ну-ка улыбайся!» И всегда так улыбалась сама, что нельзя было не улыбнуться ей в ответ, даже несмотря на боль. Вообще после операции у меня была невероятно мощная поддержка. На третий день мне принесли в реанимацию телефон, и мне всё время звонили ученики, коллеги, родственники, знакомые, говорили столько тёплых слов, столько пожеланий! После этого я уже не могла не встать!» – вспоминает Наталья Михайловна.
Многолетнее лечение всегда требовало немалых денег. По признанию Натальи Михайловны, раньше она всегда обеспечивала себя сама. После того как пришлось уйти из школы, многие люди желали ей помочь. Когда потребовалась крупная сумма – около 100 тыс. рублей, собрать её удалось без особых трудностей. Помогали и семьи учеников, и коллектив, и знакомые. А уж когда сделали первую в Кузбассе операцию по пересадке печени и об уникальной пациентке узнала вся область, телефон буквально не знал покоя. Все наперебой старались предложить свою помощь – деньгами или просто искренними пожеланиями скорее поправляться. Даже незнакомые люди хотели поучаствовать в судьбе.
В планах – жизнь
Но больше всех за исход операции переживали, конечно, родители.
«Ждать десять часов окончания операции в больнице смысла для мамы и папы не было, к тому же в Кемерове им заночевать было негде, – рассказывает Наталья Кашина. – Врачи им посоветовали вернуться в Гурьевск и новости по телефону узнавать. А врачам суеверие не чуждо: боялись сглазить, да и напрасно обнадёживать тоже. В общем, мама после операции три дня звонила по нескольку раз в день в больницу, а в ответ слышала только сухое: «Операция проведена в полном объёме, состояние стабильное».
На третий день мама с папой не выдержали этого напряжения и пытки неизвестностью и отправились в Кемерово на месте разузнать подробности моего состояния. А тут как раз мне в реанимацию разрешили телефон принести. Я маме звоню, а они уже здесь, оказывается! Я никогда не видела, чтобы отец так радовался. Он прямо кричал в телефон. А в голосе слышались слёзы».
Сейчас Наталья не знает, позволит ли ей здоровье вернуться на прежнюю работу, ведь ей ни в коем случае нельзя даже простыть! А в школе дети болеют, сквозняки, да и работа нервная. «Впереди у меня ещё шестимесячная реабилитация, здоровье пока слабое. Но планы у меня огромные – жить, – делится она своими соображениями. – Во время болезни у меня ужасно болели ноги.
Людям с тяжёлыми заболеваниями Наталья теперь советует искать силы внутри себя, в поддержке близких и очень любить жизнь и хотеть жить. Тогда будешь цепляться за неё до победного конца. И, наверное, стоит верить в чудо, в тот единственный шанс, который иногда дарит судьба.