Примерное время чтения: 7 минут
146

Когда нечего терять, народ пляшет и поет

Фото: vlg.aif.ru

Более года назад Рунет буквально взорвала по количеству прослушиваний «Песня про комбайнеров» авторства мало известного тогда артиста из Санкт-Петербурга Игоря Растеряева. Сегодня его песни стали общенародными.

«Что думает о своём творчестве сам артист?» – об этом корреспондент побеседовал с ним во время короткого визита исполнителя в Волгоград.

О сути патриотизма

– Игорь Вячеславович, ваше творчество, особенно после песни «Георгиевская ленточка», некоторые называют не иначе, как «гламурный патриотизм». Не обидно, когда слышатся подобные оценки?

– Я не знаю, что такое гламурный патриотизм. И вообще побаиваюсь подобных терминов. Потому что это заросли словоблудия. В «Георгиевской ленточке» никого не хотел ни восхвалять, ни обличать. Ведь гораздо интереснее что-то познавать, чем развешивать ярлыки и махать шашкой. Вот и «…ленточка» – песня про то, что самое страшное событие истории замывается временем, остаётся в виде ленточки на антенне автомобиля, в виде концерта по телевизору и пары-тройки наиболее жизнестойких мифов о том событии. Лично мне интересно всё это исследовать и наблюдать, ибо я из того ещё – последнего поколения, кто лично успел пообщаться в быту с героями той войны. Потому что вой¬на для меня даже в запахе тройного одеколона, которым мой дед душил свой затылок, а я всё время его рассматривал – потому что через этот затылок шел шрам от немецкого осколка. Даже, бывает, кусочек хлеба на столе я инстинктивно оцениваю с точки зрения – больше или меньше он тех блокадных 125 граммов. Чисто бытовые ощущения. Вообще военная история – это интересно. В нашей стране особенно. Почему-то все мы с перехлёстом любим делать и изучать. Сначала фильмы про войну снимаем, где немцы выглядят, так скажем, недалёкими людьми. Потом с таким же упоением сами себя грязью поливаем. В последние годы вроде опять маятник чуть назад качнулся. Вроде даже комиссия создана для того, чтобы отслеживать трактование отечественной истории. Война и Победа – это то, что нас всех объединяет. Нам бы помимо войны ещё какую-нибудь мирную идею найти!

– Никогда, кстати, не задумывались, откуда взялись упорные слухи, что вы волгоградец, а не петербуржец?

– А у меня и есть подобное «двойное гражданство». Корни мои с Медведицы. У моего деда, Растеряева Егора Васильевича, есть фотография, которая, на мой взгляд, отражает суть Сталинградской битвы, даёт ощущение её. Хотя на ней нет ни боёв, ни взрывов, ни трупов. А сделана она как раз после войны. Групповая фотка будущих председателей колхозов, все в косоворотках, а внизу голое поле, в поле маленький одинокий домик, и до горизонта идут трамвайные пути. На доме написано: «Сталинградская сельскохозяйственная академия». То есть войной убрано всё, но первым делом в Сталинграде восстановили эту «сельхозакадемию», чтобы село поднимали.

Отражение в поту

– На днях вы дали по одному концерту в станице Раздорской-на-Медведице и хуторе Глинище под Михайловкой. Почему тогда ваши волгоградские поклонники обойдены пока вниманием – ни одного концерта на волгоградских площадках?

– Так получилось не специально. Волгоград – мой любимый город, не менее любимый, чем родной Санкт-Петербург. Но как-то здесь не «срастается» с организаторами-устроителями концертов. Выходят ваши устроители на контакт, усиленно приглашают, а потом куда-то ложатся на дно. Не представляю даже, с чем именно это связано. Да и мне надо подгадать, чтобы была суббота, а то родня, те же комбайнеры, не поедут в Волгоград из области. В любом случае мне бы хотелось в будущем исправить такую ситуацию. Думаю, рано или поздно сделаем.

– Как прошли ваши концерты в Глинище и Раздорах?

– Скажу так – по сравнению с Раздорами любой московский концерт – это так, несерьёзно. Раздоры – это проверка. Два часа подряд без микрофонов и отдыха, один на один со зрителями на сцене Раздорского ДК. Играю и чую, кто-то из гармошки на меня смотрит. В набежавшую лужу пота глянул, а там я сам! Лицо перекошенное такое, сосредоточенное… Ну, значит, всё нормально, думаю, значит, стараюсь.

– Говорят, на одном из концертов Растеряев был обут в калоши, на другом – в сапогах. Таков сценический образ Растеряева-гармониста?

– Нет, это не сценический образ. В сапогах – это в хуторе Глинище было, на празднике «День хутора». Там прошли такие дожди накануне, что с полей сель пошел и дороги перемыл. «Уазики» на грейдере застревали. Мой брат Василий Котляров сунулся в Глинище через Черемухов, песками не проехал. Тогда решил через Субботин круг дать. А в Субботине пацаны у клуба сидят. Вася им: «Пацаны, на Глинище проехать можно?», а пацаны в ответ: «Вероятность измеряется отрицательными величинами, шансов ноль. Только что джип вернулся». А брат Василий им: «Да вы просто ездить не умеете» и поехал на своей «пятнашке». Все пролетел на злых скоростях и уже у самого Глинища втемяшился в сель. А концерт уже слышен прекрасно. И вот они откапывались, а потом он всех пассажиров в одних трусах из салона выгнал, чтоб толкали. Толкают они и заодно мой концерт слушают, а я как раз «Русскую дорогу» играю. Такое совпадение…

– А на самом комбайне приходилось работать?

– Сейчас буду хвастать. Этим летом косил. Помогал своим родственникам-фермерам в Раковке снимать урожай. Работал вместе с замечательными комбайнерами, которых зовут Марс Ахунов и Ринат Султанов, а также с лучшим водителем ЗИЛа Пашей Перепелицыным. И под вариатор лазил, и ремни половинил сегментом косы. Скажу одно, как говорят комбайнеры, в загонку захожу ровно, то есть кошу без огрехов. Лично вот этими руками дал Родине шестьдесят пять тонн зерна.

Шоу хуторам не нужно

– Наша областная власть сегодня пытается получить «моральные дивиденды» от брендов «Раковка» и «Растеряев». В хуторе Глинище собрались устроить «фестиваль волгоградских комбайнеров». Как сам относишься к идее такого фестиваля?

– Переоцениваете вы мою значимость для областной власти. Шучу. А насчёт фестиваля…. Если честно, то резко отрицательно отношусь. Ведь что такое подобные фестивали? Не хочу никого обижать, но такие акции – маловразумительная толчея, масса какого-то постороннего народа. Никакого шоу не нужно. На «деревенской» теме, думаю, не стоит спекулировать особо, как и не нужно делать легенды из моего творчества. Это только в телесериалах сегодня можно увидеть вечно полупьяный деревенский, хуторской люд, одетый чуть ли в рваньё. В реальности селяне, хуторяне – самодостаточные и очень умные, сметливые люди. Очень, между прочим, наблюдательные и внимательные. Один мой друг мне как-то сказал, с эдаким казачьим говорком: «Ты им там скажи в городах, нехай не думают, что на хуторах дураки живуть. Земля, она, милок, дышить».

Справка

Игорь РАСТЕРЯЕВ – актёр, музыкант. Родился в 1980 году в Ленинграде, окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Играет на гармошке, армейской фляге и т.д. В 2010 году хоум-видео на песню «Комбайнеры» набрало более 1 млн. просмотров на YouTube, подтолкнув Растеряева к написанию серии композиций о российской деревне.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах