Примерное время чтения: 6 минут
142

Завидному жениху... 104 года. Желает познакомиться...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 06/05/2009

КАЖЕТСЯ, что яйчанин Николай ЗЕНЗЕРОВ родился так давно, что по его биографии можно изучить вековую эпоху в истории нашего государства. Вряд ли еще в России есть такие, как он, бравые ветераны, которые, прожив больше века, и сейчас стараются не замечать возраст. Мало того, мечтают еще и о невестах.

8 МАЯ у храброго солдата-бронебойщика Великой Отечественной особый праздник - ему исполняется ровно 104 года. И вряд ли у кого повернется язык, чтобы назвать его дряхлым, немощным стариком. Шустрый, общительный, остроумный Николай Васильевич обладает такой ясной памятью, что нам, молодым, только позавидовать можно. Просто удивительно, как он в мельчайших подробностях постоянно уточняет даты случившегося с ним. Например: "Было это 11 ноября 1929 года..." Он помнит события не только прошлой недели, но и которые коснулись его 70-80 лет назад.

Родился в Томской губернии, в деревне. Вспоминает, что жили не бедно, коров только дойных было больше 20, семь лошадей, а сколько разной мелкой живности - телят, поросят и птицы - вообще никто не считал. Часов тогда не знали, поэтому и работали, времени не замечая. Сеяли, пахали и никогда не голодали. Мяса, молока, хлеба ели сколько хочешь. Можно было жить да радоваться. Крепили хозяйство, покупали плуги, бороны, сенокосилки, веялки, молотилки, строились. По его словам, до революции в селе многие хорошо жили. В 1925 году женился, пошли дети, а в 1929-м до сибирской глуши докатилась коллективизация. Загнали в колхоз, забрали и скотину, и все нажитое добро. Год до кровавых соплей проработал в колхозе, но ничего не заработал. И решил вновь стать единоличником, написал заявление и ушел из колхоза. А потом пришлось бросить все добро и ночью уносить ноги от новой власти, которая пригрозила выслать в Нарым. С семьей добрался до Новосибирска, устроился на завод, но и там на след напали коллективизаторы, вынюхали, что зажиточно Зензеровы в деревне жили. Снова темной ночью с женой и двумя малыми детишками пришлось бежать куда глаза глядят. Приехал в Анжеро-Судженск, пошел в шахту работать. Но и здесь "кулака" нашел милиционер, грозил всеми карами, орал, чтобы немедленно убирался из города. На сборы дал 24 часа. Так, скрываясь от новой революционной власти, судьба и занесла Николая Васильевича в Яю. По документам значился чернорабочим, то есть работал, где придется, чтобы только семью прокормить. К тому времени в Яе жил с престарелыми родителями, да и детей уже было четверо. Сутками возил на лошадях балласт, камни, грузил вагоны.

Был в День Победы праздник у деда

В 41-М, практически с первых дней войны, попал на фронт, в самое пекло, на Ленинградское направление. И рядовым пехотинцем, постоянно на передовой, с тяжеленным противотанковым ружьем наперевес бронебойщик отвоевал до последнего дня войны. Потом снова в Яе работал на конном дворе, десятником, завхозом, а перед пенсией командовал поселковым рынком. Имея всего три класса образования, Николай Васильевич был в почете, поскольку к любому делу относился с крестьянской смекалкой да старанием. Народил девять детей, построил крепкий просторный дом, в котором живет и сейчас.

Старожил поделился своим опытом, как надо правильно жить, чтобы больше 100 лет прожить:

- Не лениться и работать. Я вот с первой женой прожил почти 60 лет, в 84-м она умерла, хотя была моложе меня. И как бы тяжело мне ни было, ни одного дня ей работать не разрешал. Считал, что ее дело за хозяйку в доме быть. А мое - семью обеспечить. О том, чтобы здоровье сохранить, не думал. До работы напористый и хваткий был. Как-то в Яе попросился в колхозе подработать. Председатель предложил мне одному лопатой выкопать огромную силосную яму. Взялся копать, надеялся, что хорошо заплатят. Целый месяц копал - не только днем, но и ночью. В той же яме и спал по два-три часа и снова копал. Когда выполнил работу, председатель удивился, что я один смог столько земли перелопатить, и распорядился выдать мне расчет - 20 кг ржаной муки.

Свой день рождения в мае в 45-го Николай Васильевич тоже помнит, как сегодня:

- Мы тогда в лесу на окраине города в Норвегии стояли. Радовались сильно, обнимались, что наконец-то победа пришла. Даже не верилось, что война закончилась и живыми остались. А про то, что день рождения у меня был, я тогда сразу и не вспомнил. Выпивали, что страшной войне конец пришел и Гитлера победили.

Без диет - до 100 лет!

НИКОЛАЙ Васильевич упорно опровергает все наставления докторов, которые считают, что нужно соблюдать диеты, чтобы здоровье на долгие годы сохранить. Говорит, что он никогда не знал никаких диет. Первая его "диета" - сало да хлеб. Навернет кусок сала - и сила есть. Ни в чем себя не ограничивал - ни в еде, ни в работе. Правда, когда было 87 лет, пришлось в больнице полежать. Сказали врачи, что нужно сразу две операции делать. Вначале боялись, что может их не перенести, думали вначале одну операцию сделать, а через несколько месяцев - другую. А обследовали и сказали, что старик он крепкий. И за один раз все ненужное повырезали. В нынешнем году кузбасские доктора помогли вернуть зрение старейшему фронтовику России, который начал несколько лет назад слепнуть. Так что теперь, по утверждению бравого ветерана, он опять полностью здоровый, полон сил и планирует еще много лет прожить. Поэтому внимательно высматривает себе в спутницы достойную невесту. Главное его требование к будущей спутнице жизни - чтобы не ворчала.

- Что сейчас-то не жить? Все ведь есть, живи да радуйся!- заявляет Николай Васильевич.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах