В семье Бориса Пашкова все мужчины участвовали в сражениях Великой Отечественной: воевали отец и старший брат. А когда ему, среднему брату, в 1944 году исполнилось 18 лет, призвали и его. Все трое вернулись домой. Судьба это или Бог хранил Пашковых, никто точно не скажет. Но до сих пор в глазах Бориса Леонтьевича картина проводов: он встает из-за стола, бабушка поворачивает его спиной к двери и выводит из дома, провожая до самой калитки. Было поверье: призывника выводили из дома спиной вперед, чтобы вернулся.
Старый обычай уберег?
Слушая рассказ ветерана, волей-неволей веришь в действенность этого обряда-оберега. По дороге из учебки на фронт состав, в котором ехал Борис, под Минском разбомбили немцы, а вот его вагон остался невредимым. Привезли «зеленых» кавалеристов на фронт, высадили в лесу. Рядом шел бой, новобранцев распределять начали. Тут подошел старшина минометного взвода, попросил выделить одного бойца – нужно было что-то перенести. Глаз сразу же пал на рослого деревенского парня – пошел Борис с ним в тыл. А когда вернулся, ужаснулся увиденному: его сослуживцы лежали в телеге раненые, рассказывали, что были и убитые.
Борис Пашков остался служить в минометной батарее. Очередной случай чудесного спасения не заставил себя долго ждать. Однажды ему поручили отнести обед разведчикам на передовую. Только парень вышел из леса, как немцы открыли минометный огонь. «Я упал, вокруг меня мины падают, разрываются, а меня даже не задело! Хотите – верьте, хотите – нет. Штук шесть мин, наверное, было», – рассказывает 86-летний ветеран.
Медаль за 15 пленных немцев
Семь месяцев воевал Борис Пашков на передовой – под Минском, в Литве, Латвии, Польше, дошел до Германии. Когда однажды брали небольшой немецкий городок, Борис вместе с сослуживцем отправился в город, а назад они привели 15 пленных немцев. Подробности того «захвата» ветеран уже и не помнит, говорит, что не составило особого труда поймать и привести к командиру столько врагов. Но командование сочло, что этот подвиг Пашкова нужно отметить медалью «За отвагу». А немцев начштаба тогда расстрелял на месте со словами: «Вот вам за брата, за мать, за отца!»
Победу Борис встречал в госпитале, куда попал после ранения и выхода из окружения. «Дело было в Восточной Пруссии, мы наступали. Все вперед мчались верхом на конях, а немцы постепенно в сторону уходили. В итоге получилось, что, куда ни поверни, отовсюду они по нам стреляют. Я голову приподнял, чтобы выстрелить. Тут меня и ранило, пуля попала в челюсть. А не поднял бы голову в тот момент – в самый висок бы пуля угодила», – вспоминает Борис Леонтьевич.
После победы Борис Пашков еще пять лет служил. Сначала в Германии: выучился на шофера, попал в трофейную бригаду, вывозил на грузовике с заводов станки, которые отправляли в СССР. После Германии попал в Брест. Из дома ушел на фронт «задом наперед», и война для него закончилась там, где для всех остальных началась.
«Баранка» помогла найти судьбу
Война «подарила» Борису Пашкову профессию: всю жизнь он проработал на грузовых машинах. Грузовичок помог ему встретить и свою судьбу. В 1951 году он работал в Сталинске. В августе его отправили помогать колхозникам в Тисульский район. «Хлеб «горит», убирать вручную не успеваем, а тут наш бригадир сообщает, что к нам на помощь из города выделили две машины. Мы, девчонки, ждали с нетерпением парней-водителей. А когда Бориса увидела, не понравился он мне», – рассказывает о знакомстве с будущим мужем Валентина Пашкова. Нравится – не нравится, а урожай собирать надо. За месяц работы первое впечатление о Борисе изменилось, трудолюбивый непьющий парень приглянулся Вале, решили пожениться. С тех пор как они вместе вернулись в Сталинск в 1951 году, живут рука об руку уже 60 лет! Оба уверены, что судьба их друг для друга берегла: Бориса вражеская пуля не брала, а Валентина всем сватавшимся к ней женихам отказывала.