Холодные окопы, грязная одежда, опасный враг на расстоянии полёта пули, оставшиеся далеко на родине родители и дети, которых не доведётся вскоре увидеть... Каждый верит в победу, каждый ждёт того дня, когда радость вернётся в дома, когда сами солдаты вернутся к своим семьям.
«Таскала судьба по разным дорогам…»
Борис Кириллов, 12 января 1942 года, г. Беженск, Калининградская область. Письмо родным. «Таскала, таскала меня судьба по разным дорогам и хатам, и наконец попал в кавалерийский эскадрон. Никогда не думал, что попаду в кавалеристы, хотя и люблю лошадей. Приходится переквалифицироваться из миномётчиков. Буду опять снова несколько недель учиться, а там опять на фронт, только в другом виде. Я находился в госпитале до пятого января, так что Новый год провёл в мирной обстановке. Был артистом, участвовал в водевиле, также в Новый год выступал в хоре.
Хотели меня выпустить с исполнением песни «Вдоль по улице», но программа была настолько обширная, что не успел (и так наш концерт затянулся до 2 часов, а в госпитале уже полагается ложиться в 11 часов). Так что Новый год я провёл недурно, только плохо, что вдали от дома. Перечитал множество книг, отдохнул как следует. Я написал небольшой рассказ «За Родину!» для газеты «Большевистская сталь». Сейчас живу вместе с другими в крестьянской хате, с хозяевами пока ещё не ознакомился. Я очень соскучился по маме».
«Впереди счастливая жизнь»
«Здоровых вышло только пять человек…»
Пётр Шеметов, 26 мая 1942 года. Письмо жене и детям. «Вот недавно мы были в окружении. Нас здоровых вышло только пять человек из двух взводов. Я и сам не знаю, благодаря чьим молитвам я остался жив. Но ничего не поделаешь – война. Война она и есть война. Будем как-нибудь стоять. Я смерти не боюсь, но… как только вспомню, что оставлю своих детей, сердце сжимается в комочек. Ну, ничего. Всё пройдёт. Всё перемелется. Уж чему быть – того не миновать».
«Тринадцать дней нюхаю порох»
Михаил Крючков, 1 августа 1942 года. Письмо родным. «Я тринадцать дней нахожусь на поле боя с немецкими захватчиками, тринадцать дней нюхаю порох, слушаю разрывы снарядов, свист пуль, гул самолётов. Всё это для меня стало привычным и нестрашным. Иногда бывают моменты, что и страшно вспомнить, но потом всё остаётся позади. Такая жизнь началась с восемнадцатого июля 1942 года».
«Дневник» подготовлен по материалам Государственного архива Кемеровской области и Кемеровского областного краеведческого музея.