Водитель маршрутного такси № 5 не знал, что следом за ним едут сотрудники ГИБДД и все его нарушения снимают на камеру, поэтому очень удивился, когда на конечной точке маршрута его дожидалась машина ДПС.
Несмотря на то, что порядок движения маршрутных такси регулярно ужесточается, с начала года количество ДТП (в том числе и с участием общественного транспорта) в Кузбассе увеличилось. Волну дорожных проверок всколыхнуло трагическое мартовское ДТП с участием маршрутки, в результате которого погибла пассажирка. По этим причинам с 14 по 23 мая в Кемеровской области проводится операция «Автобус», которая включает в себя проверки автотранспортных предприятий, технического состояния автобусов и профессиональной пригодности водителей. Одну из форм проверки – так называемый «негласный контроль» – сотрудники ГИБДД провели и в Кемерове.
Эх, проскачу!
«Негласный контроль» предполагает, что инспекторы садятся в «гражданскую» машину, выбирают в потоке транспорта автобус и следуют за ним по всей линии маршрута, наблюдая, как водитель ведет себя на дороге. Обязательно с камерой, которая часто становится решающим аргументом в последующей беседе с водителем. Чтобы не создавать неудобства пассажирам, сотрудники ДПС встречают автобус на конечной остановке, предъявляют водителю видеозапись и по факту нарушений составляют административные материалы. Подобная форма контроля хороша тем, что позволяет увидеть реальное дорожное поведение, а не «показательные выступления» перед стоящим на дороге инспектором.
Как показывают наблюдения, водители маршруток пренебрегают правилами дорожного движения: едут на красный свет, высаживают пассажиров на дорогу, а не на обочину, едут с открытой дверью, говорят во время движения по телефону. На вопрос «Есть ли те, кто не нарушает?» инспекторы ГИБДД отвечают скептически: «За каким ни поедешь – всегда что-нибудь не по правилам».
Самые типичные нарушения – превышение скорости, движение на красный свет, высадка пассажиров во второй полосе. А самое типичное оправдание – жесткий рабочий график.
«Водители чаще всего сетуют на то, что у них невыносимые графики, что если они одну-две лишних минуты постоят на светофоре, то уже опаздывают, – поясняет начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Анна ТАНЦЕРЕВА. – Но УЕЗТУ делало проверку и не нашло графики неподъемными. Там все предусмотрено: дополнительные остановки, светофоры и прочее. Случаи, когда за рулем сидят нетрезвые люди, тоже встречаются, но крайне редко. Обычно причиной нарушений становится все-таки спешка, которая связана со стремлением хозяев автотранспортных предприятий получить как можно больше прибыли».
Жизнь или копейка?
От хозяина зависит исправное техническое состояние транспортного средства, качество медицинского осмотра водителей при выпуске на линию. Бывает, что водителя останавливают, а у него медицинский осмотр подписан сразу на всю неделю. Важно еще и то, кого набирают в водители. За иными числится по 200-300 нарушений, отмеченных в базе ГИБДД. Но хозяева берут на работу и таких, оправдываясь, что выбирать не приходится, что на такую тяжелую работу мало кто идет. Водители говорят, что мало получают. Поэтому все стремятся заработать.
Конечно, из маршрутки не видно, насколько опасны все маневры водителей, но только до той поры, пока автобус не попал в ДТП. Нарушители, пойманные с поличным, даже в рамках операции «Автобус» отделываются легким штрафом (1-2 тыс. рублей). А другие – те, за кем не уследили, становятся виновниками жутких аварий, травм, смертей. Каждый проезд на красный свет, каждая остановка посреди проезжей части, любое нарушение на дороге – это опасная игра с жизнями пассажиров.