Примерное время чтения: 4 минуты
933

Если это аутизм. Как помогают особым детям?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Кузбассе №52 26/12/2018
Для достижения цели важны планомерность и своевременная помощь.
Для достижения цели важны планомерность и своевременная помощь. Солнечный город

Официальные подсчёты не ведутся, поэтому эта цифра может отличаться от реальной картины.

Также не ведётся статистика детей с аутизмом в России, поэтому можно сделать вывод, что процент таких малышей гораздо больше, чем по примерным подсчётам некоторых специалистов. По мнению детских неврологов Минздрава РФ, аутизм входит в число наиболее часто встречающихся болезней на территории России.

Причины, по которым нет объективных данных о количестве детей, страдающих ранним детским аутизмом (РДА):

  • отсутствие раннего диагностирования РДА, соответственно, правильно поставленного диагноза;
  • нежелание россиян своевременно обращаться к врачам;
  • несерьёзное отношение к расстройствам нервной системы.

Ранняя диагностика аутоподобных проявлений поведения крайне важна для ребёнка. Комплексный подход работы разных специалистов (невролога, психолога, АВА терапевта и др.) может частично или полностью (в зависимости от степени заболевания) нивелировать основные признаки аутизма.

Проявления расстройства аутистического спектра можно заметить с первого года жизни ребёнка, а иногда и раньше.

Существуют разные тестовые диагностики, позволяющие достаточно рано выявить расстройства аутистического спектра (РАС). Диагностика ADOS - шкала диагностического обследования при аутизме, является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики РАС. Эта методика применяется по всему миру и является наиболее надёжным методом диагностики. По шкале ADOS можно диагностировать любых детей от 12 месяцев с уровнем интеллекта не ниже 50% значения от возрастной нормы. Существует также тест М-CHAT, где вопросы теста обращены к родителям детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.

На что же стоит обратить внимание родителям? Обратить внимание стоит, если с ребёнком трудно наладить зрительный контакт, отсутствует привязанность к матери или отцу - не тянет ручки. Иногда ему не нравятся прикосновения, объятия. Малыш отдаёт предпочтение не игрушкам, а предметам. Избирательность в еде. Малыш может долго находиться один за монотонной игрой. Имеется задержка в развитии речи. Дети с нарушением аутистического спектра редко улыбаются. Некоторые дети бурно реагируют на внешние раздражители, например, звуки или свет. Ребёнок не стремится к общению или играм с детьми.

Сразу стоит сказать, что эти признаки не являются абсолютными характеристиками аутизма. Часто бывает и так, что до двух-трёх лет дети развиваются нормально, а затем происходит регресс, они утрачивают ранее приобретённые навыки.

Одним из психотерапевтических подходов для коррекции расстройства аутистического спектра можно считать прикладной анализ поведения (далее – ABA-терапия), набирающий в последние годы популярность в нашей стране. Б. Ф. Скиннер – основатель поведенческого анализа, и его последователи считали, что разрабатываемый им поведенческий анализ (далее – ABA, от англ. Applied behaviour analysis) является одной из естественных наук. Кроме достаточно детальной технологической, методической проработки, наличия разнообразного инструментария, интерес специалистов вызывает и тот факт, что эффективность ABA научно доказана. Т. е., если специалист правильно поставил цель своей работы, а затем грамотно выполнил процедуры ABA, поставленная цель гарантированно будет достигнута.

Центр сопровождения семьи «Солнечный город» г. Кемерово осуществляет свою работу в рамках коррекции расстройств раннего детского аутизма и других нарушений в развитии. Специалисты центра проводят как первичную консультацию родителей, так и диагностику навыков ребёнка. Оцениваются его сильные и слабые стороны, интересы и преграды в обучении. Основное внимание уделяется развитию учебного поведения, подбору эффективных поощрений, работе с нежелательным поведением. На основе полученных данных и запроса родителей составляется план занятий.

Работа проводится с ребёнком индивидуально, затем в группах. Задания чередуются, отрабатываются разные навыки, формат обучения меняется и чередуется с играми. В течение недели с одним ребёнком занимается несколько инструкторов. Проводятся совместные игровые и обучающие занятия для всех детей, что позволяет эффективно развивать взаимодействие со сверстниками.

Руководитель центра сопровождения семьи «Солнечный город», психолог, дефектолог, АВА-терапевт С.А. ВЕРХОТУРОВА

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах