Надоела серость вокруг
В 2010 году ему в руки попали масляные краски и холст. «Первая работа называлась «Единение»: желтая роза, в центре которой изображен глаз – это флора и фауна, объединенные в одно целое. Я не ожидал, что мои знакомые положительно оценят это художество. Потом уже в процессе творчества понял: это то, что мне нравится делать, к чему лежит душа», – вспоминает Роман. Вслед за розой появились символические картины, написанные маслом на холсте, оргалите, картоне, изображения на гараже и дверях – всего более 60 работ. В их основе – социальные стереотипы, привычки, над которыми автор иронизирует либо показывает с «прекрасной стороны».
Ядовито-насыщенные цвета – мимо такого не пройдешь. Роман говорит, что это серый промышленный Новокузнецк оказал влияние на него. «Скорее всего город с его кладезем стереотипов и вредных привычек дает пищу для размышлений и, соответственно, художественные образы. Социальные болезни, попадая на холст, будто излечиваются, принимают позитивный оттенок», – рассуждает об источнике вдохновения художник.
Каждый тюбик подписан
Собственное восприятие цветов у Романа особое. «Это у меня с детства, но диагноз никто не устанавливал. Либо это дальтонизм, либо цветослабость, либо еще что-то», – рассказывает художник. Но факт остается фактом: он видит цвета не такими, как большинство людей. Фиолетовый у него – синий, светло-зеленый – желтый. Подойдет к ели – видит серые иголки, отойдет – крона становится коричневой. Однако, по признанию Романа, это вовсе не мешает творчеству: с возрастом он научился догадываться логически, да и каждый тюбик краски подписан, тут сложно перепутать. А вот то, что на его портретах лица у людей приобретают фиолетовые или красные оттенки, художник объясняет своей нелюбовью к телесным краскам: «Я отобрал цвета, с которыми мне нравится работать. В масле каждый цвет отличается по консистенции, по-разному каждая краска ложится». И, конечно, выбранное направление – символизм – диктует выбор цветов по правилам, которые устанавливает для себя творец. В картине мира Романа Исаева желтый цвет – носитель позитивного, красный – жизненной энергии, фиолетовый – стереотипов, черный – негатива, идущего от внешнего мира.
Особое цветовосприятие вовсе не мешает творчеству. Роман считает себя самодостаточным человеком: его занятие приносит удовлетворение – и творческое, и материальное. Современное искусство находит и своих почитателей современным способом. Работы Романа Исаева покупают не на выставках, а через Интернет, где выложены галереи художника. Большая часть «улетела» за пределы области – в Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву.
Дальтонизм не лечится
– Дальтонизм – врожденное заболевание. Мне в своей практике приходилось нечасто встречать дальтоников. А о художнике-дальтонике слышу впервые! Как он рисует, если некоторые цвета не различает? – удивляется доктор наук по офтальмологии МАААК Алексей РОССОШАНСКИЙ.
Согласно медицинской статистике, дальтонизм (частичная цветовая слепота) встречается у 8% мужчин и 0,5% женщин. В сетчатке глаза располагаются нервные клетки, чувствительные к длине волны, соответствующей красному, зеленому и синему цвету. У обычного человека – трихроматическое цветоощущение. Если выпадает один из трех элементов, то наступает дихромация – частичная цветовая слепота. Такие люди способны отличать лишь «теплые» цвета от «холодных». Однако с детства привыкают к тому, что листва – зеленая, небо – голубое, свекла – красная. Поэтому часто не замечают своего отличия от других. Во взрослой жизни у них могут возникнуть проблемы при выборе специальностей летчика, моряка, шофера, а также при устройстве на предприятия химической, полиграфической, текстильной отраслей.
– Мы пытались лечить заболевание такими современными методами, как, например, цветокоррекция, однако результаты неутешительны: у таких людей листва все равно не становится зеленой, – констатирует офтальмолог.