Примерное время чтения: 9 минут
780

«Пациент не виноват, что заболел...» Кто лечит кузбассовцев?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20 13/05/2015
Татьяна Боева / АиФ

«Всем хочется, чтобы доктор уделил как можно больше внимания, посочувствовал, помог. Когда этого нет, рождается конфликт. И происходит это не потому, что медработник плохой. Здесь корни глубже», – говорит Олег Краснов, хирург, главный врач городской клинической больницы № 3 им. М. А. Подгорбунского, рассуждая о том, почему пациенты и врачи не могут найти общий язык, и о том, где искать хорошего доктора.

Авто или полис?

Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: – Олег Аркадьевич, по данным департамента здравоохранения, сегодня области не хватает около 4 тыс. врачей и около 13 тыс. среднего медперсонала. Каких специалистов не хватает вашей больнице?

Олег Краснов: – Нам не хватает, прежде всего, реаниматологов и травматологов. Мы нуждаемся не только во врачах, но и в среднем медперсонале. Вместе с тем дефицит этот относительный. Часто заведующие отделениями говорят, что им кадров хватает. Причина одна: каждый медик старается работать за двоих, потому что, только работая на две ставки, можно заработать реальные деньги.

Но даже большой процент совместительства полностью дефицит не покрывает. Врачи, естественно, уходят на пенсию, поэтому нам нужна молодёжь. Я бы хотел принять на работу молодых врачей, пока ещё работает старшее поколение, которое может передать свой опыт, но приток выпускников медицинских вузов и техникумов, к сожалению, становится всё меньше.

Я постоянно спрашиваю у своих студентов, кто пойдёт после академии в практическое здравоохранение. Желающих – единицы. И на это есть объективные причины. Во-первых, в медицину идут только энтузиасты, готовые работать десятки лет за идею, потому что большой прибыли работа не приносит, а хорошо зарабатывать можно только годам к 40, когда накопятся стаж, учёная степень, должность. Во-вторых, престиж нашей профессии сильно пострадал. Я не знаю, что случилось в обществе, но отношение к медицине изменилось не в лучшую сторону. Даже в сложные 90-е годы, когда я уже работал хирургом, когда социальная и политическая ситуация была не легче, чем сегодня, не было такого противостояния пациентов с медиками.

– В чём же причина противостояния?

– Каждому из нас как пациенту хочется, чтобы врач уделил нам много внимания, посочувствовал, помог. Чтобы очередей в больницах не было. Чтобы «скорая» приехала через пять минут после звонка. Это нормальные желания, но может ли сегодня система ОМС это обеспечить? Вряд ли. Но нам же этого хочется, и, если мы этого не получаем, появляется негатив. Парадокс, но почему-то люди могут позволить себе купить, даже в кредит, дорогой автомобиль, тратить кучу денег в год на его содержание, чтобы машина была в безопасности. Но когда заходит речь о полисе ДМС, который обойдётся в 10-12 тыс. в год, многие задумываются. Да, доходы у всех разные.

Поэтому мы даже не обсуждаем, что базовая помощь для всех поступающих по неотложке бесплатная. Она тоже качественная и высокотехнологичная. Но ведь полис ДМС даёт возможность без очереди пройти к врачу, сделать без очереди МРТ, получить более современное лечение. Часто ссоры между пациентом и медиком происходят в регистратуре. Практика показывает, что конфликт не происходит ни с заведующими отделениями, ни с опытными врачами. И мы возвращаемся к молодым медработникам, недавно окончившим колледжи и институты.

Они грубят не потому, что они плохие специалисты. Просто они не привыкли к постоянному взаимодействию с пациентами. Сейчас всё больше приходит прагматичных ребят, умеющих считать трудовой час, приносящий доход. Прагматизм должен быть, но не в медицине. А встречается ли пациент с прагматиками в санпропускнике или в регистратуре? Конечно. Отсюда реальные конфликты, недопонимание. Нет иногда нужной доброжелательности и сочувствия, иногда врач не успевает донести всю информацию до пациента, потому что время приёма ограничено. Но в третьей городской есть правило: пациент не виноват, что он заболел.

Мы всегда молчим о том, что сами терпим от пациентов. В санпропускнике мы за сутки сталкиваемся более чем с 200 больными. Не все среди них трезвые, не все адекватные. Отсюда оскорбления, хамство, угрозы. Сотрудникам «скорой помощи» вообще приходится ездить на вызовы с электрошокером, чтобы хоть как-то защитить свою жизнь от агрессии. Но мы переступаем через это, стараемся забыть. Кстати, в 95% жалобу мы видим только у нашего высокого начальства. Почему-то жалобщики не считают нужным подойти в непонятной ситуации ни к заведующему отделением, ни к главному врачу. Я не знаю, почему люди хотят выложить всё на большой суд, – они нам не объясняют. К слову, в прошлом году на нашу больницу была всего одна объективная жалоба. А вылечили мы 29 тыс. человек.

Только к 40 годам врач начинает прилично зарабатывать. Фото: АиФ

Где хорошие врачи?

– После неудачного лечения, когда пациент обращается в другую больницу, врач часто у него спрашивает, почему он сразу не обратился к хорошему доктору. Как вы ищете хороших врачей?

– Нигде в мире такой диалог врача и пациента не разрешён. Ассоциация изгонит врача за такую фразу, потому что это нарушение профессиональной этики. Квалификацию доктора обсуждать не с больным нужно. Я всем своим пациентам советую, прежде чем лечь на операционный стол, выслушать других хирургов и потом уже принимать решение. Потому что, подписывая документ о согласии на операцию, вы выражаете доверие к врачу. Здесь корни проблемы в том, что, работая со сложными больными, врач часто не считает нужным посоветоваться с товарищами. Многие болезни находятся на стыке нескольких специальностей, а знать всё – невозможно.

Но врач должен вовремя понять, что с больным что-то не так. Тогда следующее действие – советоваться. Но приучить к этому сложно, потому что у многих это не в черте характера. К счастью, у нас практически все врачи – от Бога, преданные своему делу. Это поддерживается тем, что молодёжь воспитывают старшие товарищи. У нас врачи работают десятилетиями. По числу вылеченных больных видно, что они честно выполняют свои обязанности и любят свою работу. А вот воспитание хорошего врача происходит ещё в школе. Там закладывается база, прививаются идеалы. Дальше уже задача вузов и техникумов развить любовь к профессии, дать знания и возможности для получения практических навыков.

– Знаете ли вы врачей, которые одну смену работают в одной больнице, государственной, а другую – в частной клинике? Отличается ли качество работы в государственной и платной больницах?

– За рубежом это нормальная практика. В государственной клинике ты зарабатываешь имидж, авторитет, опыт, навыки, учёные степени. А в частную клинику идёшь, чтобы оказывать квалифицированную помощь и зарабатывать деньги. В этом нет ничего плохого. Я знаю таких врачей, но немного. Но частная медицина никогда не заменит государственную. Сложные больные, проделав круг по частным клиникам, приходят в наше многопрофильное учреждение. Не потому что мы лучше и умнее, а потому что у нас специалистов больше. В частной клинике стены красивее, отношение к пациенту более внимательное, там и профессионалы хорошие. Поэтому с одним заболеванием они прекрасно справятся. Но серьёзных клиник, которые оказывали бы травматологическую, хирургическую, гинекологическую помощь пока у нас нет.

– Сейчас, как отмечают в мед­академии, всё больше становится студентов стоматологического факультета, тогда как желающих стать терапевтами всё меньше и меньше. Как вы думаете, к чему это может привести?

– Медицина, и наша кузбасская в том числе, развивается стремительно. Мы пересаживаем сердце, печень, почки. Уверен, что это не предел, поэтому перспектив много.Стоматология сегодня – это частная медицина, индивидуальный труд, приносящий прибыль. Даже в государственных больницах стоматологу живётся спокойнее: нет тяжёлых больных, реанимаций, ночных дежурств. Он не зарабатывает больше того же терапевта или педиатра, но условия работы у него другие.

Участковому терапевту приходится обслуживать вечерние вызовы, ходить по грязным улицам, подъездам, в которых часто собираются наркоманы. Разве это прельстит? Но я не думаю, что врачи исчезнут совсем. Люди, которые желают прийти на помощь, будут всегда. Другой вопрос, что их не будет хватать. Поэтому наша задача – затянуть в профессию, увлечь молодого врача.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах