Примерное время чтения: 8 минут
237

Возить нельзя производить. Угольщики предпочитают импортное оборудование

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Кузбассе № 31 31/07/2024 Сюжет Наука Кузбасса. История и современность (2024)
На разработку отечественной техники выделяются миллиарды из бюджета, но угольщики относятся к российским новинкам часто с недоверием.
На разработку отечественной техники выделяются миллиарды из бюджета, но угольщики относятся к российским новинкам часто с недоверием. / Анна ИВАНОВА / АиФ

В начале июля власти Кузбасса с воодушевлением сообщили о создании лавного конвейера местного производства. Но такие позитивные новости в повестке импортозамещения — редкость. Угольщики предпочитают пользоваться схемами параллельного и проверенного импорта.

Конвейер вместо европейских

Конвейер «Анжера-42» заменит зарубежные аналоги на шахте «Усковская» под Новокузнецком. «Он успешно прошёл тестовые испытания, показав, что по своим техническим характеристикам не уступает ведущим мировым производителям и имеет ряд преимуществ. В планах машиностроительной отрасли Кузбасса — производство и других видов добычного оборудования под индивидуальный заказ угольщиков. Это важнейшая работа по укреплению технологического суверенитета страны», — отметил врио губернатора Илья Середюк.

Из плюсов также называются цена (техника обходится гораздо дешевле благодаря снижению логистических затрат) и обслуживание (завод-изготовитель «Анжеромаш» находится в регионе). Предприятие готовится показать на следующей выставке «Уголь России и Майнинг» другую свою разработку — очистной комбайн К-1000А.

Конкурируем с китайцами

На прошедшей выставке предприятия делились опытом, как заменяют импортное оборудование отечественным. Представитель Распадской угольной компании, руководитель службы технико-технологического развития Александр Ардеев рассказал, что стало с установленными менее 10 лет назад европейскими технологиями утилизации метана: «Они безусловно показали себя с лучшей стороны, аварийности не было, обслуживались просто и понятно. Но после того, как наши европейские партнёры приняли решение, что от нас лучше уйти, повестка по борьбе с выбросами в атмосферу не снялась. Решили посмотреть, что же есть на рынке здесь, у нас».

Кузбасский производитель изготовил для шахты «Распадская» дегазационную установку, она функционирует полгода. По словам Ардеева, нареканий по работе нет, подрядчики приезжают оперативно. На уточняющий вопрос о доле российских комплектующих угольщик ответил, что их только 40%. Он посетовал на то, что остался, по сути, один поставщик, который стремится накрутить стоимость.

«Такие моменты вынуждают посматривать в сторону Китая. Ну хотя бы для того, чтобы конкурентность повысить», — говорит Александр Ардеев.

«Фактически сегодня западные компании с дорогостоящими решениями ушли. А мы сейчас конкурируем с китайскими. Бороться с ними достаточно сложно, потому что там цена и объём. Есть много компаний, которые на рынке выдают себя за разработчиков и производителей», — говорит о проблемах директор по развитию бизнеса «ОКО Системс» Владислав Леванковский. Его компания разрабатывает собственный IT-продукт по контролю бдительности водителей, и внедряет, в частности, на предприятиях «Кузбассразрезугля».

Представитель уверяет, что имеет собственную производственную базу полного цикла — от проектирования и сборки плат до выпуска готовой продукции.

Критическая зависимость

О том, какая доля импорта ещё остаётся в российском углепроме, говорят цифры ежегодного мониторинга отрасли, который проводит Минэнерго.

«Уровень импортозависимости в угольной отрасли носит критический характер — доля им- портного оборудования составляет около 80%», — говорится в документе.

Также отмечается, что увеличились простои горно-шахтного оборудования из-за отсутствия запчастей и ликвидации сервисных центров. По ряду позиций техники ни один производитель России и ЕАЭС не предлагает ни одной модели, обеспечивающей требуемые технические характеристики.

Что предлагается делать? Три направления: поставлять оборудование через параллельный импорт, искать альтернативы в дружественных странах, поддерживать и стимулировать российские импортозамещающие производства.

По данным Минтпромторга, за последние десять лет выделено более 8 млрд руб. на поддержку российских машиностроителей. «Это позволило увеличить долю российской продукции на рынке по таким номенклатурам, как электрические экскаваторы, буровые установки, дробильное, конвейерное, обогатительное оборудование, проходческая техника.

«К сожалению, продолжаем зависеть от выбора очистных комбайнов — сложного технологического оборудования, применяемого угледобывающими компаниями при подземной добыче», — отмечает замдиректора департамента станкостроения и тяжёлого машиностроения Минпромторга Иван Трощенков.

Простои влияют на зарплату

Андрей Уланов, механик горного оборудования на разрезе, полный кавалер знака «Шахтёрская слава»:

Считаю, на 100% возможно импортозаместить горно-шахтное оборудование. Во времена СССР на разрезе, где я работал, вся горная техника была произведена в нашей стране. И только с 1990-х годов понемногу началось приобретение импортной техники, в основном японских бульдозеров. В 2005 году на моём разрезе установили первый импортный буровой станок.

Сейчас ситуация такая: буровой парк имеет пять станков, четыре из них — импортные. 100% парка большегрузов — белорусские БелАЗы. Экскаваторы российские, и это радует, так как наша промышленность начинает выпускать высокопроизводительную горную технику.

Одной из проблем импортной техники является отсутствие запасных частей на складах поставщиков, из-за этого увеличиваются аварийные простои (бывали по четыре месяца). Доступность запчастей ограничена длительной поставкой из-за нарушения логистики, связанной с западными санкциями. Многие западные бренды по выпуску горной техники вообще покинули российский рынок.

При длительных аварийных простоях техники невозможно выйти на плановые показатели по добыче — и план приходится снижать. Снижается и прибыль предприятия, а значит, нет возможности повышать заработную плату, и даже текущие зарплаты будут пересмотрены в сторону уменьшения. Так как угольные предприятия получают деньги только от реализации угля, то не будет возможности инвестировать в новые технологии и закупку новой техники, станет меньше и налоговых отчислений в бюджет региона.

Стандарт и полигон

Член Высшего горного совета России Юрий Малахов:

Чтобы угольщики выявили доверие к изготовленному нашими машиностроителями оборудованию, нужны стандартизация и испытания. В мировой практике сложилось давно, что одним из признанных эталонов, гарантирующих качество и доверие к продукции, является соответствие стандарту. Хотя есть одно «но»: это оборудование изготовлено по их зарубежным стандартам, по стандартам их компаний. Нашей угольной отрасли нужно оборудование, которое соответствует передовому мировому уровню.

Нормативно-техническая база (стандарты), созданная при совместном участии в разработке заинтересованных сторон, действительно позволит создать конкурентоспособное отечественное оборудование. Испытания новых образцов на специальных стендах необходимы для подтверждения характеристик, его безопасности и доказательства своей нужности для угольщиков. Также целям технического лидерства будет содействовать испытательный полигон.

Не хотят изобретать велосипед

Заместитель гендиректора ООО «Завод инновационного машиностроения» Дамир Галеев:

Угольные компании проявляют высокую активность в сфере цифровизации, контроля производства и безопасности. Но то, что касается машин и оборудования, технологий, которые были принесены с Запада, они считают данностью, тем «велосипедом», который изобретать не стоит, а нужно продолжать покупать готовые продукты. Как изменить эту ситуацию?

Один из моментов сыграл в плюс: мы получили контракт почти на 200 млн руб. благодаря принятой в Кузбассе хартии технологического суверенитета. Она позволяет отдавать приоритет тем, кто её подписал — сначала Кузбассу, затем СФО, российским производителям, и только потом зарубежным.

Также одним из драйверов станет снижение цен на уголь: по себестоимости тонна добытого угля выросла на 49%. При этом мы как производители российского оборудования находимся в выгодной ситуации: наши цены уже со входа на торги до 25% ниже, чем у зарубежных производителей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах