Примерное время чтения: 6 минут
146

По дорогам с углём. Власти призывают кузбассовцев присылать фото грузовозов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ в Кузбассе № 31 31/07/2024

По всему Кузбассу углевозы ездят по дорогам: нет от них спасения ни в жилых районах, ни в посёлках. В Новокузнецке мэр призвал горожан фотографировать тоннары на улицах и отправлять снимки в его телеграм-канал. Что нарушают грузовики и как их за это наказывают, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Углевозы разбили

В середине июля мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов рассказал, что карьерные самосвалы разбивают свежеотремонтированную дорогу в пос. Большевик. При этом специально отведённая для них объездная трасса есть.

«Давайте совместными усилиями прекратим неправомерную порчу муниципального имущества. Жители посёлка заслуживают ровных дорог, свободных от большегрузов», — призвал градоначальник.

Это уже не первое сообщение новокузнецкого главы на тему нарушений перевозки угля и в целом грузов. Реагируют на них горожане по-разному. Кто-то шлёт фотографии с грузовиками на городских улицах. Кто-то критикует мэра: «Вы как „хозяин“ города и решайте этот вопрос, привлекайте ГАИ, прокуратуру и т. д. Ну пришлём мы пару-тройку фото, и что? Всё как было, так и останется на том же уровне».

Аналогичные жалобы — по всему Кузбассу: из Киселёвска, Белова, Анжеро-Судженска, Кемерова... В отдельных горячих точках доходило до того, что жители перекрывали дороги.

ГИБДД не взвешивает

Принято считать, что решать проблему — останавливать и штрафовать грузовики, едущие в неположенном месте, — должны инспекторы ГИБДД. Однако на запрос «АиФ в Кузбассе» в пресс-службе ГУ МВД по Кемеровской области пояснили: «С 2023 года из компетенции полиции исключены полномочия по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях за нарушения правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (в целом по статье 12.21.1 КоАП РФ)». Весовой контроль теперь возложили на владельцев дорог и сотрудников Ространснадзора.

И. о. заместителя начальника МТУ Ространснадзора по СФО Евгений Поддубский в ответ на редакционный запрос пояснил, что весовые нормы, в зависимости от категории дороги, типа транспортного средства, количества осей и т. д., определены в Постановлении Правительства РФ от 1.12.2023 № 2060 «Правила движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Владелец автодороги определяет категорию дороги, оценивает её состояние, вводит или отменяет ограничения для проезда транспортных средств по ней.

В городах зачастую владельцами являются сами муниципалитеты. Они также организуют на дорогах специальные площадки для размещения постов транспортного и весового контроля — стационарных, передвижных или автоматических. В зависимости от допустимого процента превышения весовых норм (или размера превышения для габаритных параметров), размер штрафа варьируется от 250 до 400 тыс. руб. При этом наказание предусмотрено не только для владельцев транспортных средств, но и для тех, кто осуществил погрузку.

Отдельной статистики по перевозчикам угля в ведомстве не ведётся. «В целом в 2023-2024 гг. деятельность Ространснадзора в части контроля перевозки тяжеловесных грузов ориентирована на работу с материалами, полученными с комплексов автоматической фиксации нарушений (АПВГК). За прошедший и текущий год выявлено 3412 нарушений по ст. 12.21.1 КоАП РФ. Контроль осуществлялся на дорогах федерального и регионального значения. Среди допустивших нарушения весогабаритных параметров — как физические, так и юридические лица из разных регионов России, а также два иностранных перевозчика», — рассказал Евгений Поддубский.

На нарушителей за полтора года наложено 1 млрд 105 млн руб. штрафов. Суммы немаленькие: в среднем получается по 324 тыс. руб. на каждого.

Не наказание, а профилактика

В Ространснадзоре признают, что ситуация с незаконными грузоперевозками в Кузбассе распространена повсеместно. Жалобы на нарушения приходят из разных уголков региона, где добывают уголь. Но поставить контролёра на каждой дороге не могут: на весь Кузбасс работает 19 человек (в Новокузнецке, например, три инспектора). Кроме того, не в каждом муниципалитете есть посты весового контроля.

Тут на помощь бы и пришёл народный патруль. Помогут ли кадры с дорог ловить незаконные углевозы? «К сожалению, по фотографии или видеоматериалу, поступившему от граждан, не представляется возможным установить факт превышения весогабаритных параметров. Данное нарушение можно зафиксировать только при проведении контрольного мероприятия либо при проезде через АПВГК. Кроме того, по фото-, видеоматериалам не представляется возможным установить наличие либо отсутствие разрешения на такую перевозку», — отвечает Евгений Поддубский.

По снимкам сотрудники Ространснадзора могут разве что вынести владельцу автомобиля предостережение о недопустимости нарушения. По сути — погрозить пальчиком, так как это мера профилактики, а не наказания. Да и то такое предостережение можно вынести при полной идентификации автомобиля — различимых и читаемых номеров. А нередко нарушители намеренно закрывают номера.

Зачем тогда нужны снимки, если они не являются основанием для штрафа? Сергей Кузнецов объяснил, что с помощью жителей формирует базу данных автомобилей, перевозящих уголь по городским дорогам. Эти сведения нужны для принятия решения о местах установки постов весогабаритного контроля.

Однако увеличение числа постов, камер, инспекторов не способно глобально решить проблему. По мнению источника в Ространснадзоре, проблема кроется ещё на этапе получения лицензий на добычу угля: нужно, чтобы сразу при выдаче участков на добычу обозначались места погрузки на железнодорожные составы и технологические дороги к ним. Пока же получается: лицензию дали — добывайте, а по каким лесам, полям, деревням или городам вы это повезёте — ваше дело. Вот угольщики и везут там, где им удобно и не затратно.

В селе Берёзовка Крапивинского округа после открытия карьера по добыче песчано-гравийной смеси у сельчан резко пропала нормальная дорога. Владелец карьера не стал строить техническую объездную дорогу, а пользуется муниципальной. В короткий срок 12-километровый участок был разбит большегрузами. А через село Новониколаевка Яйского МО огромные большегрузы круглые сутки вывозят ценную породу габбро с карьера.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах