Примерное время чтения: 9 минут
397

Нужен новый сценарий. Бизнес-тренер – о кризисе, деньгах и времени

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 21/12/2016
По данным Кемеровостата, средняя зарплата в Кузбассе увеличилась за год на 4%, но реальные доходы снизились на 9%.
По данным Кемеровостата, средняя зарплата в Кузбассе увеличилась за год на 4%, но реальные доходы снизились на 9%. / Павел Казаков / АиФ

О том, как сохранить финансовую стабильность в новом году, как правильно распоряжаться своим временем, на что тратить деньги и где искать работу в кризис, рассказал корреспонденту «АиФ – Кузбасс» бизнес-тренер Сергей БЕЛОВ.

Наш выбор

Сергей Белов

Наталья Исаева, «АиФ – Кузбасс»​: Сергей, недавно наш читатель из Кемерова высказался: «Боюсь того, что будет в новом году: обвала рубля; что завтра мои сбережения превратятся в пыль». Как вы считаете, что нужно сделать за две предновогодние недели, чтобы себя обезопасить и успокоиться?

– Что-то изменить в жизни за две недели – это сверхзадача. Начните с анализа: что вас не устраивает. Составьте большой список. Второй шаг: понять, что всё, что мы имеем в настоящем – результат действий или бездействий прошлого. Возьмите ответственность за свою жизнь, ведь вы сами в прошлом делали определённые выборы. Ведь автор моей жизни – я сам. Только я могу сделать что-то по-другому и изменить своё будущее. Если ничего не изменю, то будущее будет продолжением прошлого. Спросите себя, чему я могу научиться в этой ситуации? Не бояться.

Но здесь есть препятствие – наши привычки. По сути, боязнь – это тоже привычка. Как и, например, привычка обижаться на всё, обвинять всех вокруг или, наоборот, чувствовать вину за всё; испытывать постоянный гнев и раздражение и т.д.

Обнаружили привычку – переведите её в задачу. В моей практике был парень, который всегда на всё обижался. Даже на меня пытался обидеться. Начали работать с мировоззрением. За обидой стоят неоправданные ожидания. Поэтому пора формировать новые убеждения. Например, никто никому ничего не должен и каждый человек свободен в своём выборе. Ты свободен, значит, я ничего от тебя не ожидаю. Постепенно привычка прошла. Потом он сам поставил цель: хочу изменить своё окружение. В итоге из своей деревни переехал в Кемерово. Следующая установка: хочу стать руководителем. Значит, нужно научиться управлять людьми и стать увереннее в себе. Закончил несколько тренингов, потом нашёл работу по душе. Сейчас он вообще живёт в Сочи, у него там хорошая работа, квартира, машина, женился недавно.

Ещё одна наша читательница признаётся, что каждый её день начинается с мысли, сократят её или нет, хватит ли ей денег на ипотеку. Как вы считаете, стоит ли сейчас брать ипотеку или оформлять кредит, например, на новый автомобиль?

– Я вообще против кредитов. Даже если брать в кредит машину, то только в том случае, если она принесёт деньги. Если дохода от неё нет, но вы в неё вкладываете, то она не нужна точно. Что касается ипотеки: если вы уверены, что будете работать дальше, то да, сейчас удобное время.

Процентные ставки хорошие, цены на квартиры упали, особенно в декабре. Если вы постоянно переживаете, сократят вас или нет, то станьте незаменимым сотрудником. Прекратите излучать негатив, люди это чувствуют. Я сам 10 лет работал директором в разных компаниях и от негативных людей старался избавиться. Ведь атмосфера в коллективе становится невыносимой.

Моя тёща тоже всё время боялась, что её сократят. На протяжении 40 лет, работая в одной организации! Каждый год на предприятии проводили конкурс лучшего сотрудника, и ей каждый год вручали призы. Я когда узнал о наградах, сказал: «Вы точно будете последней в очереди на увольнение». Потому что ценные сотрудники везде нужны. А если уж вас сократили, то вы без проблем найдёте новую работу. Ведь хороших профессионалов всегда не хватает.

Подушка безопасности

Коллега переживает, что с этим кризисом и ожиданием плохого приходится каждый рубль откладывать. Пуховик не купишь даже, потому что завтра может быть ещё хуже… Как вы считаете, что нам делать? На что можно тратиться в кризис, а на чём лучше сэкономить?

– Нельзя экономить, на мой взгляд, на своём здоровье и на своих близких. Нужно экономить на том, что ведёт к деградации. Например, на алкоголе, сигаретах, вредных развлечениях, неправильном питании. Кушайте лучше больше овощей и фруктов, но меньше полуфабрикатов и колбас. Полуфабрикаты не добавляют здоровья, но «съедают» много денег. Лучше потратьтесь на то, что ведёт к развитию: книги, тренинги, семинары. Потому что это – инвестиции в себя, потом они окупятся.

Развлечения, на мой взгляд, нужно выбирать исходя из бюджета. Если вам доходы позволяют, то лучше сходить в театр, чем в ночной клуб. Хотя есть масса бесплатных развлечений, которые многие не замечают. Например, почему-то никто не занимается спортом во дворе, хотя там, например, стоят турники. Все идут в тренажёрный зал. Вместо того, чтобы бесплатно побегать в парке, покупают беговую дорожку.

– На ваш взгляд, как разрешить дилемму: откладывать деньги или тратить?

– Я считаю, что лучше откладывать. Если у вас есть привычка бездумно тратить, переведите её в задачу копить. Это хорошо, когда есть накопления, потому что они дают подушку безопасности. Часто человек делает эмоциональные покупки, а на следующий день смотрит на них и думает: зачем я это купил? Раньше сам попадался на это. Поэтому теперь, прежде, чем что-то купить, задаю себе два вопроса: зачем мне это надо и точно ли мне это надо? Если вы можете без этого обойтись, просто ложитесь спать. Утром решите, купить или нет. Но эмоционально не покупайте никогда.

Человек-решение  

У шефа есть привычка говорить: «Вы судьбу должны благодарить, что вам зарплату лишь урезали, а не выкинули вообще. Вы работаете! А в кризис это уже дорогого стоит!» Чем парировать такие высказывания? Труд-то дешевле не стал, это фирма стала меньше зарабатывать!

– Можно спорить и доказывать, что вы хороший специалист. Но тогда 99% вероятности того, что при случае вас сократят первым. Никакому начальнику не нравится человек-проблема, ему нужен человек-решение. Есть другой вариант: стать человеком-решение. Можно научиться управлять своим начальником, подчиняясь. То есть выполнять поставленные задачи качественно, в срок и в большем объёме, чем от вас требуют. Любой начальник хочет, чтобы его не беспокоили. Когда вы станете тем человеком, на которого можно положиться, начальник к вам будет благосклонен. Если у него появится возможность выписать кому-то премию дать, он выпишет её вам. Мне больше нравится вторая стратегия.

Моя супруга одно время работала помощником директора. Когда устроилась на работу, я сказал: «Ты должна стать человеком, который не создаёт проблем, а только их решает». Ей это удалось. Результат: все уходили в отпуск на две недели, а моя жена – на три. Без проблем ей можно было уйти пораньше. На тренинге был у меня противоположенный пример. Мужчина (он работал в крупной энергетической компании) жаловался на конфликт с начальником. Часто, кстати, подчинённые думают, что начальник самодур. При этом не подозревают, что ему нужно решить столько проблем, сколько подчинённому и не снилось. Начали разбираться. Выяснилось, что на самом деле мужчина хотел занять место своего начальника. Тогда совет один – стань его ресурсом, выполняй без скандалов то, что он требует. В любой компании есть продвижение по службе. И в этой тоже: начальника повысили, а того мужчину поставили на его место.

Читатель спрашивает: «в 90-е, когда зарплату задерживали месяцами, мои родители всё равно ходили на работу. Тысячи людей ходили на свои заводы. Сейчас нас прижимают… Чего ждать? Стоит ли ждать каких-то лучших времён, когда зарплату урезают?»

– А разве есть другой вариант? Если есть – выбирайте его. Если нет – работайте над собой. Сравниваю сегодняшний день и 90-е гг. И понимаю, что сейчас вообще нет повода для депрессии. В 90-е я после института устроился работать на завод, зарплату мне вообще не платили. Через два месяца дали половину. А у меня дочери год и жена без работы! Проработал пять месяцев и понял, что нужно что-то менять. Мы с другом купили киоск, начали торговать. Но в 1998 г. – дефолт, всё пришлось закрыть. Тогда попалась в руки книга «Думай и богатей» Наполеона Хилла, она мне очень помогла.

Первое, что я сделал, поставил цель найти работу. Написал резюме и пешком ходил на собеседования, потому что денег на автобус не было. И из большой пачки резюме в одну крупную компанию выбрали именно меня. Я работал за себя и помогал другому отделу, через полгода начальника этого отдела, которому я помогал, ставят директором, а меня на его место. Потом, в 2009 г., сократили мою должность. Друг мне подсказал, что ты любишь больше всего? Люблю проводить тренинги. Людям будет это полезно? Будет. Люди готовы за это платить деньги? Готовы. Тогда проводи! И вот уже почти семь лет моё хобби стало моей работой. Поэтому уверен: работая над собой можно пережить любой кризис.

Как же сохранить финансовую стабильность? Мы ведь и так работаем… Что делаем неправильно?

– Проанализируйте, куда уходят ваши время и деньги? Составьте список своих расходов, понаблюдайте за ними пару месяцев. Точно также и со временем. Правильно ли вы расходуете свои выходные? Делают ли ваши занятия вас успешнее и лучше, полезны ли они вам? Обратите внимание и на ваши доходы. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы их увеличить. Если вы научитесь управлять временем, то появится свободный час для подработки.

Вообще – нужно просто жить и радоваться жизни. Я никогда ничего не делаю через силу. Даже новый тренинг пишу только тогда, когда есть для этого настроение. Свободное время посвящаю самообразованию и жене. Мы с ней гуляем, общаемся. Летом можем просто уехать в лес, гулять по нему и слушать звуки природы. Это прекрасный отдых. Нужно жить здесь и сейчас, работать над своей осознанностью. Понимать, для чего ты это делаешь и какую пользу это принесёт. Когда придёт осознанность, придёт и финансовое благополучие.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах