Примерное время чтения: 10 минут
366

«Мы – капля в море добрых людей». Зачем взрослые дружат с детьми из приютов

Встречи с детьми не подразумевают обязательные подарки или походы в кафе. Речь в первую очередь о дружбе, а не спонсорстве.
Встречи с детьми не подразумевают обязательные подарки или походы в кафе. Речь в первую очередь о дружбе, а не спонсорстве. / Екатерина Федорова / Из личного архива

Два года назад в Кемерове появился проект «Наставничество» Центра поддержки семьи и детства «Теплота».

Это совсем не то же самое, что опека или усыновление — проект подразумевает долгую и регулярную дружбу между взрослым и ребёнком из детского дома. Об особенностях такого общения детей и взрослых «АиФ в Кузбассе» рассказали руководитель проекта Екатерина Федорова и наставник Дмитрий Тимофеев.

Отношение стало теплее

Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Сейчас в Кемерове 44 пары, тогда как за первый год проекта их было всего шесть. Сколько наставников в городе полумиллионнике, по-вашему, вообще должно быть? На каждого ребёнка из всех детских домов Кемерова?

Екатерина Федорова: В идеале – да, наставник должен быть у каждого ребёнка, у которого есть такое желание. Участие в проекте добровольное. Мы проводим мини-собеседование с подростком, спрашиваем, какого он хочет наставника, чем бы хотел заниматься с ним и т. д. Сейчас в наших списках более 25 ребят. В новом году мы планируем запускать проект ещё в нескольких детских домах в Кемеровской области, список станет больше.

Кстати
Проект «Наставничество» действует на базе АНО «Центр поддержки семьи и детства «Теплота» при поддержке БФ «Солнечный город».

— Зачем детям наставники? Не лучше ли сразу искать родителей?

Дмитрий Тимофеев: Даже оформление опеки – это очень серьёзные обязательства для любого нормального человека. При этом я говорю не только о морально-этической ответственности, но и юридической. Усыновление же – процесс ещё более сложный, который никак нельзя ставить на поток.

С наставничеством всё проще: как для самих наставников, так и для детей. Наставнику не обязательно собирать огромную кипу документов, ребёнок же не обязан адаптироваться под привычки, характер и образ жизни наставника. На мой взгляд, наставничество – этот точечная деятельность, где необязательно быть идеальным со всех сторон, но важно иметь здоровые ориентиры и понимание, что ты можешь дать ребёнку.

Мой подопечный — 16-летний Алексей. Я понимаю, что, встречаясь с ним один-два раза в неделю на протяжении двух-трёх лет, я не изменю всех его привычек, не перестрою личность. Но я вполне могу попытаться расширить его кругозор и дать практические знания в определённых сферах (правила дорожного движения, финансовая грамотность, работа по дому и т. д.), которые он не получает в детском доме.

Дмитрий Тимофеев со своим подопечным Алексеем.
Дмитрий Тимофеев со своим подопечным Алексеем. Фото: Из личного архива/ Екатерина Федорова

— Ещё пару лет назад в детских домах осторожничали и не везде принимали хорошо идею о наставничестве. Изменилась ли ситуация сейчас? Сколько учреждений сотрудничает с центром?

Екатерина: Да, сейчас к проекту другое отношение. Мы работаем со всеми учреждениями в Кемерове.

Когда мы только начинали, многие люди отнеслись к идее прохладно. Это время, когда ещё не было ни результатов, ни репутации. За 2,5 года мы провели десятки тренингов и собеседований, познакомили более 40 детей с наставниками! С гордостью могу сказать, что мы изменили отношение многих кемеровчан к теме социального сиротства и продолжаем это делать. Всё меньше я слышу страшные стереотипы из 90-х и всё чаще вижу желание принять участие в проекте или помочь другим способом.

Лучше спросить

— Какие требования выдвигаются к наставнику? Обязательно ли быть при этом быть психологом, педагогом или кем-то ещё, разбирающимся в детской психике?

Дмитрий: Наставником может стать человек старше 24 лет, который готов видеться со своим подопечным раз в неделю по часу-полтора до его выпуска из детского дома, то есть до 18-летия.

Наставник должен пройти подготовительный курс лекций и семинаров по психологии и педагогике, проводимый центром «Теплота» абсолютно бесплатно. Для этого от кандидатов в наставники требуется всего лишь две свободных субботы. Затем нужно пройти индивидуальное собеседование с психологом и куратором проекта, и если всех всё устраивает, собрать несколько справок: об отсутствии судимости, о психическом здоровье и т. д.

Знания в области психологии и педагогике никогда не помешают, но это совсем не обязательно. Ведь за информацией или советом всегда можно обратиться к психологу проекта или к другим наставникам, среди которых, как ни странно, достаточно много бывших или действующих педагогов и психологов.

— Сейчас время вечного цейтнота. Сложно ли быть наставником и совмещать свою личную жизнь, работу, семью, хобби с еженедельными посещениями ребёнка из детского дома и общением с ним среди недели?

Дмитрий: Очень сложно. Часто в процесс наставничества вмешивается суровая реальность: несовпадение графиков работы/учёбы у наставника и подопечного, плохая погода, проблемы с общественным транспортом, мелкие болезни, форс-мажорные обстоятельства и просто плохое настроение. Пару недель назад я планировал провести день дома со своим подопечным, и именно в этот день у меня во всём доме отключили воду. В итоге вместо приготовления кулинарных изысков мы с тазами ходили во двор за водой.

Дети с наставниками.
Дети с наставниками. Фото: Из личного архива/ Екатерина Федорова

Про плановые мероприятия я уже молчу. Летом большинство детей уезжают в лагерь. Наставники, в свою очередь, уезжают в отпуска. Но если отношения наставника с подопечным уже сложились, все эти проблемы вполне преодолимы.

— Мне кажется, главный страх наставника – что ребёнок его не будет воспринимать и хотеть как-то с ним контактировать. Как решаются сложные ситуации?

Дмитрий: Это действительно серьёзный страх для наставника, но нужно понимать, что многие дети испытывают то же самое, и универсального решения никогда не будет.

Для меня единственный способ борьбы с такими страхами — прямые вопросы. Сидеть и рефлексировать часами над тем как ребёнок тебя воспринимает и хочет ли он с тобой общаться – не самый лучший вариант. Но стандартных решений тут нет. Каждый справляется со сложными ситуациями как может. Во многом поэтому мы должны постоянно поддерживать контакт не только с подопечным, но и с психологом проекта, обсуждая все сложности с другими наставниками на ежемесячных встречах.

Делать массово — бессмысленно

— Как быстро дети привыкают к новым взрослым в их жизни, которые пришли не разово подарить подарки или провести мастер-класс, а поддерживать ребёнка и быть рядом долгие годы до выхода из детского дома?

Дмитрий: Думаю, что здесь всё очень индивидуально и зависит от характеров людей. У кого-то и через полгода знакомства складываются лишь формальные отношения. Для других детей наставник становится незаменимым товарищем уже через месяц общения. Идеальное взаимопонимание, к сожалению или к счастью, никак не выработаешь ни на каких психологических тренингах.

При этом надо помнить, что в 14-15 лет дети вне зависимости от того, кто их воспитывает, обычно не строят стратегических планов на несколько лет вперёд. Поэтому и потребности в проекте у них часто развлекательные.

— У «Теплоты» есть пары, которые дружат больше двух лет. Как себя в них чувствуют дети и взрослые? Как проводят время вместе?

Екатерина: Ключевой момент тот же – общение, обсуждение того, что важно и актуально ребёнку в данный момент времени, ведь он растёт, у него меняются приоритеты и жизненная ситуация. Кто-то из детей переезжает в общежитие, кого-то могут взять под опеку – всё бывает.

Обычно через года полтора наставник и подопечный – это уже свои люди. Появляется глубина, больше доверия друг к другу. Наставника знают все сменные воспитатели ребёнка, а ребёнок знает всю семью наставника.

Екатерина со своей подопечной Ксенией.
Екатерина со своей подопечной Ксенией. Фото: Из личного архива/ Екатерина Федорова

— Насколько вообще жизнеспособен такой проект, ведь 6 или там 10 и даже 100 наставников – это капля в море, если наставник один на одного ребёнка, а не один на пятерых, например. И может ли быть один у пятерых?

Дмитрий: Один у пятерых быть не может. Это ерунда.

Воспитание – очень индивидуальный процесс. Сложно предсказать, какой из факторов окажет наибольшее позитивное влияние. Делать упор на массовость так же бессмысленно. Большинство наставников, наверное, не изменят жизнь своих подопечных коренным образом, сколько бы их (наставников) ни было. Но мы можем стать ещё одной каплей в море добрых людей, поддерживающих детей в детских домах, наряду со спонсорами, волонтёрами, воспитателями и преподавателями. Главное – действовать сообща.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах