«С 20 ноября стоимость проезда будет 15 рублей» – такие радующие глаз объявления обнаружили пассажиры новокузнецких маршруток в понедельник. Когда всё вокруг дорожает, за подобным «аукционом щедрости» чувствуется подвох.
«Много перевозчиков»
О конкурентной борьбе, в которую оказались втянуты новокузнецкие маршрутчики, «АиФ в Кузбассе» уже писал. Напомним: новокузнецкая власть затеяла конкурс среди пассажироперевозчиков, во главу угла поставила состояние автобусов, опыт водителей и пр. Начальник управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка Николай Гаврилов считает, что слишком много предпринимателей возят новокузнечан: «Наша «столица» – Кемерово. У них точно такое же количество транспорта. Но у них всего шесть или семь перевозчиков, а у нас – 137!
Мы заранее предупредили всех, что будем проводить конкурс. Кто победит – мы с ним заключим договор, а от остальных откажемся». Максимум предпринимателей, что останутся, – двенадцать. Зато каких! Новокузнечан повезут некурящие асы-водители на новых, не чадящих и не опаздывающих автобусах – одни плюсы для горожан! И главное для чиновников то, что от нынешней «неуправляемости», возникшей из многочисленности, не останется и следа.
В ожидании «варяга»
Маршрутчики с такой формой конкурса не согласны. Во-первых, его условия не раз менялись и, вероятно, подстраивались под нового «игрока» – «варяга» из Санкт-Петербурга. «В мае этого года мэр заявил: если мы «откапиталим» автобусы, то чужаков он не пустит в город. Отремонтировали, больше 300 тыс. руб. на один автобус потратили. В августе условия изменились: покупайте новый транспорт. Многие пошли и на это, залезли в кредиты. А теперь получается, всё равно местных предпринимателей хотят убрать», – рассказывает председатель гильдии перевозчиков Евгения Корюкова. Она считает, что такие действия идут вразрез с областной политикой, которая ставит во главу угла местного предпринимателя: «Нынешняя ситуация равносильна той, что чиновники закупают молоко не у новокузнечан, а у питерцев».
Во-вторых, ноябрьское повышение цены за проезд просили не частники, а муниципалы. По мнению Евгении Корюковой, проводить оптимизацию надо на государственных предприятиях: это они получают деньги от муниципального заказа, а днём автобусы-«гармошки» возят воздух, после чего появляются жалобы на нехватку денег. Своё недовольство действиями чиновников частники выразили снижением цены за проезд. «Надо будет – ещё больше снизим. Мы хотим показать депутатам, которые распределяют бюджетные деньги, что можно тратить их экономнее».
Чего ждать пассажирам?
Нынешний конфликт власти и малого бизнеса – не первый в Новокузнецке. Так уже было, когда, по представлениям местных чиновников, расплодились киоски, управляющие компании, баннеры. «Аналогия верна в том смысле, что власть силой, нарушая многие нормы, проводила давление. И, кстати, на рынке управляющих компаний так ничего и не смогла изменить, – отмечает Василий Стрекалов, старший преподаватель кафедры экономической теории и предпринимательской деятельности СибГИУ. – На мой недоуменный вопрос, зачем плодить монополии, ведь это же прямой рост цен будет, чиновники отвечали: «Нам удобнее собирать в кабинете трёх-четырёх человек от УК, вместо нынешних 200».
По его мнению, у истории с частными перевозчиками два возможных финала: «Либо маршрутчики будут идти до конца, судиться, воевать через УФАС, СМИ, устраивать публичные акции, и тогда ситуация будет подобной нынешней, в целом неплохой – конкурентной, живой с точки зрения интенсивности движения, демократичной по цене. Либо они сдадутся, и монопольная ситуация постепенно приведёт к росту цен за проезд. Ведь одной-двум сотням предпринимателей нереально договориться между собой. Найдётся тот, у кого аппетиты поскромнее, из-за него другие не задерут цену. А двое-трое договорятся, покажут одинаковые траты на запчасти и техобслуживание – и завысят цену».