Дефицит зерна и капусты
Обычный продуктовый киоск в жилом районе Новокузнецка. На стекле объявление о том, что через несколько дней подорожают булочки. Продавец Ирина Савина объясняет, почему растут цены на продукты: «Главная причина – повышение цен на оптовых базах. А они называют такое повышение сезонным. За последний месяц цены на товары некоторых производителей стали расти, причём объяснения были разными, порой нелепыми. Например, некоторые хлебобулочные изделия поднялись в цене по причине «сложной ситуации на рынке зерна».
Странно это, ведь крупнейшие хлебозаводы цены на хлебобулочные изделия и макароны не поднимали вообще в течение года. И, как говорят по телевизору, проблем с зерном в этом году не было». По мнению продавца, есть реальное обоснование повышения цен на ту продукцию, которая закупается за доллары, например корейскую. В её киоске это конфеты, печенье, лапша. О грядущем росте цен на эти продукты им уже сообщили. Впрочем, не все базы изменили цены, на некоторых они остались прежними.
В прошлые кризисные годы народ бросался закупать впрок соль, крупы, консервы. Ирина Савина уверяет, что ажиотажа вокруг закупок продуктов нет: «Пока никто массово не закупает крупы, сахар или муку». Непонятно, почему наряду с импортными дорожают «родные» кузбасские продукты. Ведь, в конце концов, местные куры или картошка от доллара не зависят. Фермер Николай Шаповал говорит, что стоимость свёклы, картофеля и моркови осталась без изменений, а вот капуста с осени подорожала на целых 10 руб. – с 8-ми руб. до 18-ти. Этот рост он объясняет дефицитом продукта. «Не думаю, что санкции на ввоз импортных продуктов повлияли. Просто раньше многие выращивали капусту на дачах, до 70% урожая приходилось на личные хозяйства. А теперь, видимо, многие понадеялись на фермеров и поплатились за свою лень», – объясняет местный производитель.
Долларовая зависимость
По её словам, остатки товара, купленные по старым ценам, стали продавать дороже. «Иначе нам не на что будет покупать товар в следующий раз», – объясняет Наталья. Т. е. бизнесмены тоже оказались заложниками ситуации и выживают как могут, чтобы остаться на плаву и окупить свои вложения, однако эта «борьба за выживание» бьёт по кошельку рядовых кузбассовцев и вынуждает их затянуть пояса потуже. Но это потом. А сейчас народ, имеющий какие-никакие сбережения, ринулся в магазины бытовой техники, одежды, автомобилей, чтобы успеть сесть в последний вагон товарняка со старыми ценами.
Откуда скидки?
На фоне всеобщего подорожания удивляют объявления о распродажах и новогодних скидках в торговых центрах, которыми пестрят витрины отделов крупных федеральных ритейлеров. Виктор Петров, менеджер сети салонов спортивных товаров, объяснил, почему владельцы магазинов и в этот раз не изменили ежегодной традиции устраивать новогоднюю распродажу: «С начала ноября я трижды переклеивал ценники, каждый раз цифры вырастали процентов на десять.
Т. е. сначала увеличили стоимость, а теперь на ту же сумму делаем скидку, так что хозяева внакладе не остались. Товар, который продаём сейчас, был куплен около года назад, по прежнему курсу доллара. Поэтому повышение цены на него считаю объективно необоснованным, однако любой предприниматель преследует цель – извлечь максимум выгоды из ситуации». Менеджер уверяет, что особого ажиотажа в магазинах их сети нет, а в некоторых по сравнению с прошлыми годами покупательская активность снизилась даже наполовину.
Будет новый скачок?
Наши собеседники надеются, что после Нового года рост цен замедлится, иначе народ, спустивший деньги сейчас, попросту пересядет на хлеб и воду и перестанет ходить в магазины. «Всё зависит от производителей. Пока повышение идёт каждый день. Надеюсь, скоро оно остановится, и мы перестанем отпугивать покупателей», – делится планами прокопьевская предпринимательница Наталья Чаженкова.
– Думаю, как и в кризис 2008 г., крупные сети повысят долю товаров собственного производства и таким образом не отпугнут покупателей. В продаже останутся и товары мировых брендов, но они станут значительно дороже, чем сейчас, и будут по карману далеко не каждому». А пока производители и продавцы будут избавляться от долларовой зависимости и приспосабливаться к новым условиям, народ перейдёт в режим экономии. Ему не привыкать.
Как не поддаться панике?
На вопрос отвечает Анна Аксенова, семейный, детский психолог, бизнес-консультант:
– Ситуация с ценами, по моему мнению, намеренно сфабрикована, чтобы люди истратили свои накопления. Зачем обворовывать человека, если можно побудить его отдать деньги самому? Это такой вид рекламы. Ситуация, аналогичная слухам про грязный город Новокузнецк, про конец света и т. п. Самый лучший способ манипулировать толпой – создать панику.
Больше всего любой человек боится голода, холода и потери статуса. Поэтому люди покупают крупы, холодильники, машины. Им кажется, что таким образом они сохранят свой статус. В состоянии паники человек хватается за всё, становится неадекватным, в этот момент ему можно продать любой ширпотреб, залежалый товар. Говорят, даже те квартиры, которые не могли продать долгие годы, уже раскупили.
Чтобы не поддаться панике, во-первых, пропишите, что вам нужно сделать для собственного комфорта. Купить мешок сахара или 10 кг мяса? Покупайте. Во-вторых, продумайте заранее варианты выхода, альтернативные способы заработка на случай, если ситуация будет ухудшаться, если вы попадёте под сокращение и т. п. В-третьих, оцените своё окружение. Если большинство – адекватные люди, то паника вас не коснётся. А если большинство истерит, звонит по телефону, волнуется, то вы вряд ли убережёте себя от этого. Не можете справиться с собой – попейте успокаивающее, сходите к неврологу или начните медитировать. В конце концов, в России никогда не было стабильности, мы творческий народ, и эта ситуация даст мощную вспышку креатива.