С 1 февраля в Кузбассе перестали ходить восемь электричек: по две на маршрутах Новокузнецк – Междуреченск, Тайга – Мариинск и Тайга – Болотная и по одной на маршрутах Новокузнецк – Малиновка и Ахпун – Новокузнецк. Через пять дней их «воскресили». Но есть в Кузбассе маршруты, которые канули в Лету в конце «нулевых», да так и не вернулись. Особо богат на них так называемый «кемеровский узел»: нет электричек из областной столицы в Анжеро-Судженск, Новосибирск, Шишино, Топки, Ленинск-Кузнецкий.
Кузбассовцы недоумевают, когда слышат очередную новость об отмене электричек и в особенности причину: «в соответствии со спросом населения». Дело в том, что электрички нужны! Так, наша читательница Клавдия Петрова из Мариинска жалуется на отмену электричек до Томска. Говорит, на них и ездить выгоднее, чем на автобусах, и дети-студенты легче дорогу переносят. Там мест всегда полно. Электрички не ломаются и не встают посреди трассы, как иные автобусы. И выгода приличная, в особенности на некоторых маршрутах.
Поездка за полцены
Но для некоторых электричка – единственная связь с «большой землёй». Например, толпы туристов едут из Междуреченска до Лужбы, где начинается маршрут на Поднебесные зубья, на единственной электричке. «В прошлом году 12 июня было четыре выходных дня, народ поехал отдыхать. Подъехало четыре вагона, все не влезли, на перроне остались сотни две человек, которым больше ничего не оставалось, как вернуться домой. Нам говорят: сколько вагонов область профинансировала, столько и подали», – рассказывает турист Виктор Кузнецов. По его словам, билет стоит около 80 руб., люди готовы были заплатить и по 800 руб., лишь бы их планы не были испорчены.
Заместитель начальника департамента транспорта и связи Кемеровской области Игорь Исаев объясняет, что разницу между экономически обоснованным тарифом и платой населения компенсирует областной бюджет. В Кузбассе она составляет около 50%. К примеру, если пассажир платит 50 руб., то полная стоимость проезда составляет 100 руб. Однако железнодорожники не раз сетовали на то, что обладминистрация не компенсирует эти расходы. В октябре пресс-служба «Кузбасс-пригорода» распространила информацию о том, что департамент транспорта и связи должен компании 272 млн руб. за 2012-2013 гг. (не считая текущих долгов). По материалам арбитражного суда Кемеровской области, через месяц власть и перевозчики подписали «мировую» о рассрочке долга: до конца 2015 г. выплатить 107 млн руб. за 2012 г. А ещё через пару месяцев заключили новый госконтракт, по которому и урезали бюджетные расходы, сократив те самые восемь электричек.
Возможен полный тариф?
По его мнению, чтобы выбраться из «долговой ямы», надо либо поднять цены, либо провести модернизацию. В качестве примера экономист приводит поезда с современным сервисом, курсирующие между Питером и Москвой. «Эту модернизацию финансировали РЖД и правительство Москвы. Для сибирских регионов такие проекты пока роскошь, т. к. денег у бюджета нет. Заработать на повышении цены тоже не представляется возможным, т. к. это крайне непопулярная мера. Люди начнут жаловаться, и обладминистрация окажется в крайне неловком положении, наподобие того, что сложилось в связи с отменой электричек сейчас».
До дачного сезона – без изменений
Возможная причина, почему власть отказывается подписывать контракты, – это тарифы, которые устанавливают железнодорожники. «Естественные монополии, такие как РЖД, обладают привилегией: они сбрасывают свои издержки на потребителей и живут этим. А контроля за их расходами нет, поэтому они всегда будут показывать убытки: это выгодно», – рассуждает кандидат политических наук Юрий Пустовойт. Но такое решение, как сокращение электричек, он считает дикостью. «Это социально значимая проблема, в которую, убеждён, обязаны были вмешаться депутаты тех районов, где была отмена. Там живут их избиратели!»
Однако ни чиновники, ни депутаты, ни тем более железнодорожники не защитили электрички. Вернул их президент Владимир Путин уже ставшей крылатой фразой: «Вы что, с ума сошли?» А долги остались, судебные разбирательства об их взыскании идут, вопрос о финансировании поездок так и остаётся нерешённым. По словам Игоря Исаева, в марте нынешние электрички будут курсировать, а уже в апреле или в мае (в зависимости от погоды и спроса дачников) вопрос их отмены и назначения вновь может стать актуальным.