Примерное время чтения: 9 минут
483

Движение в наслаждение. Как развивается велотуризм в Кузбассе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ в Кузбассе №22 01/06/2022
В Кузбассе интерес к велотуризму начал расти.
В Кузбассе интерес к велотуризму начал расти. / Мария Бойко / личный архив

Последние несколько лет начинает набирать популярность велотуризм. Это отличный способ отдохнуть и посмотреть новые места, к тому же не требующий больших финансовых затрат. Мария Бойко увлекается велотуризмом более 10 лет. О том, почему он лучше пешего и автомобильного и интересен ли новокузнечанам, она рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе».

Как увидеть чёрного журавля

- Мария, с чего началась ваша любовь к велотуризму?

- Её привила мне мама. Когда мне было лет 7-8, мы вместе с мамой на велосипедах начали выезжать за город: в сосновый бор, на пруды. Мы ездили немного - километров по 20. И уже тогда я поняла, что мне это очень интересно. Едешь и видишь, как всё вокруг меняется, как красива природа. А профессионально велотуризмом я увлеклась 10 лет назад.

Я поняла, что мне интересны именно походы, освоение новых маршрутов. Здорово проехать, где не был никто; посмотреть, что там; сфотографировать, а потом рассказать об этом другим. Вдруг ещё кто-то захочет? Сначала ездила недалеко - в ближайшие посёлки. Мой первый серьёзный заезд составлял 85 км! Было непросто: жаркая погода, много перевалов. К тому же ехали по гравийной разбитой дороге и таёжным тропам.

Начните кататься недалеко - по 20-30 км. понемногу тренируйтесь, набирайтесь опыта, увеличивая расстояния. учитесь заезжать и съезжать с горки.

- Чтобы ехать, сначала составляете маршрут?

- Да, сначала смотрю всевозможные карты, в том числе и бумажные. Изучаю: есть ли дороги там, куда хочу поехать. Правда, не всегда путь на карте равен пути в реальности. Был случай, когда мы поехали в путешествие и вместо дороги, которая была обозначена на карте, увидели заброшенную, старую, а местами и вовсе непроходимую тропу. Пришлось кое-где идти пешком и вести велосипеды. Весь путь прорисовываю на карте, обозначаю точки. Затем скачиваю файл и загружаю его в телефон, чтобы маршрут был всегда под рукой, ведь в дороге часто не бывает связи. В путешествии, к счастью, никогда не терялись и не сбивались с пути.

- Чем интересен велотуризм? Почему, например, не пешие походы или автопутешествия?

- Я люблю и пешие походы. Но на велосипеде можно преодолеть большие расстояния. К тому же за плечами нет тяжёлого рюкзака. Все вещи везёт твой двухколёсный «конь». Есть специальные велорюкзаки или велобаулы, которые крепятся сзади. У меня, например, велобаул на 85 литров. Что касается машины, она не везде проедет. А мне особенно интересно бездорожье. А ещё на велосипеде можно не спеша ехать и наблюдать, останавливаться, фотографировать.

На автомобиле нужно выбирать, где можно остановиться, а это не везде возможно. На двухколёсном «коне» и увидишь больше интересного. К примеру, однажды на Чуйском тракте перед нами ввысь взлетела стая чёрных журавлей. Я их никогда не видела! Встречали мы и соболя, и лис, и зайцев, и ондатру, и даже слышали медведя! Разве на автомобиле мы всё это увидели бы?

Мария Бойко путешествует на своём велоконе уже больше 10 лет.
Мария Бойко путешествует на своём велоконе уже больше 10 лет. Фото: личный архив/ Мария Бойко

Зачем нужны «злые» покрышки?

- Чтобы заниматься велотуризмом, велосипед должен быть каким-то особенным?

- Да, должен быть горный велосипед, его стоимость - от 30- 40 тысяч. Его геометрия позволяет комфортно преодолевать сложные участки. Также у него более «злые» (проходимые) покрышки. Часто менять его не нужно. У меня, например, их было только два. Сейчас на своём двухколёсном «коне» я езжу уже шестой год. А учитывая, что купила его с рук, ему уже лет 10 точно есть, но он в отличном состоянии и проедет ещё не одну сотню километров. И всегда обязателен шлем в таких походах.

- А почему вы участвуете в соревнованиях? Просто покорять новые маршруты неинтересно?

- Мне нравится соревновательный дух, смотрю, на что я способна. Интересно постепенно усложнять маршруты. За каждый разработанный и пройденный маршрут мы получаем баллы и соответствующие места. Мы видим, как выглядим на фоне других, как растём. Конечно, здорово ещё за это получить и «плюшку» в виде спортивного разряда.

К примеру, летом собираемся в девятидневный маршрут третьей категории сложности. Нужно преодолеть 500 км и различные препятствия: сложные траверсы, в том числе перевалы. В этом плане очень удобен Алтай, где много таких перевалов и каждый может иметь протяжённость от 25 км. Кстати, в целом в соревнованиях участвует не так много команд, хотелось бы больше. А потому результаты часто предсказуемы. И это не так интересно.

- Развит ли в Кузбассе велотуризм?

- Я считаю, что не так развит, как в соседних городах - Новосибирске, Томске, Барнауле. Но в последние годы интерес у новокузнечан к такому виду активного отдыха растёт. К примеру, на открытие велосезона в апреле в этом году приехало более 50 человек, обычно эта цифра вдвое меньше. В соревнованиях, правда, пока участников немного. Я думаю, люди просто катаются на велосипедах, не выезжая далеко за город. И это тоже хорошо.

- А если человек, например, решил заняться велотуризмом, с чего ему начать? Каждый ли сможет?

- Конечно, каждый. Просто начните кататься сначала недалеко - по 20-30 км. Понемногу тренируйтесь, набирайтесь опыта, увеличивайте расстояние, учитесь заезжать и съезжать с горки. Чтобы ездить не просто так, а что-то интересное посмотреть, съездите, например, на гору за Кузнецким металлургическим комбинатом. Или проедьтесь на гору Соколиную, где можно увидеть удивительный танцующий лес и красивый вид сверху.

Велотуризм - это серьёзное хобби. А ещё здоровый образ жизни.

Можно уехать в сторону Костёнково и посмотреть Синие скалы, Листвяговский водопад. Все эти маршруты вполне преодолимы для новичка. Красивые места открываются на Кузнецкой горе. А в Мундыбаше можно прокатиться по удивительному Малиновскому тракту. Эта старая дорога была построена ещё в 30-х годах, когда разрабатывали рудник. Дорога живописная, а если свернуть чуть в сторону, можно увидеть потрясающие Катунские утёсы. На самом деле мест очень много!

Писать не каждый может

- Сейчас популярны пешие походы, организованные, например, турагентством. А организует ли кто-то велопоходы?

- В Кузбассе пока всё только начинается. В Кемерове есть коммерческая группа, которая организует туры в Хакасию, Казахстан и другие места. В соседних областях, особенно в Горном Алтае, это хорошо развито. Всё дело в том, что там есть куда прокатиться и что посмотреть. Много перевалов. Маршрут удобен для туристов. К нам в область добраться непросто. Так что, можно сказать, эта ниша свободна.

Если проводить походы, то любительские, желающих профессионально этим заниматься мало. И дело не в том, что сложно преодолевать маршруты - труднее потом об этом писать технический отчёт. Вот только представьте себе: нужно подробно и скрупулёзно написать о каждом дне пройденного пути с обозначением координат, километров и т. д. Не каждый это может.

Можно разбить лагерь в любом удобном месте.
Можно разбить лагерь в любом удобном месте. Фото: личный архив/ Мария Бойко

- Вы сами весь Кузбасс объехали?

- Только юг Кузбасса, и то не весь. На севере и вовсе не была. Проблема в том, что туда сложнее добраться. У нас сел в электричку - и всё. Сложностей с перевозкой велосипедов нет. В другие места ходит только автобус, а на нём ехать с нашей техникой непросто.

Вспоминаю одно из самых наших интересных путешествий. Мы группой из четырёх человек выехали из Таштагола и доехали до Усть-Кабырзы, оттуда сплавились на лодке по Мрас-Су до Усть-Анзаса, а там вновь пересели на велосипеды. Увидели столько красоты! И восхитительные водопады, и необыкновенные скалы, красивую тайгу. Живописные места видели и в походе из Междуреченска в Ортон. Там есть необычные Куйлюмские скалы. Они напоминают гигантскую каменную кладку, словно её воздвигли люди. Удивительное место! А проехаться я бы хотела вокруг Байкала.

- Для вас велотуризм - хобби, развлечение, отдых?

- Это серьёзное хобби. А ещё здоровый образ жизни. Все мы знаем известную фразу «Движение - это жизнь». Я её всегда придерживаюсь. Если плаванием можно заниматься только в бассейне или ждать лета, спортзал тоже не всем и не всегда доступен, то велосипед - лучший выбор, он доступен почти всем. Это и движение, и наслаждение, а ещё развитие кругозора и изменение мировоззрения. Ты выходишь из зоны комфорта и адаптируешься под новые условия.

На двухколёсном «коне» и увидишь больше интересного.

Дождь, ветер, палящая жара - ты не можешь от этого спрятаться, например, в машине. Тебе всё нужно преодолеть, при этом собраться и, если нужно, превозмочь себя. Зато потом, в обычной жизни, многие проблемы кажутся надуманными, ведь ты и не такое проходил!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах