Последние несколько лет начинает набирать популярность велотуризм. Это отличный способ отдохнуть и посмотреть новые места, к тому же не требующий больших финансовых затрат. Мария Бойко увлекается велотуризмом более 10 лет. О том, почему он лучше пешего и автомобильного и интересен ли новокузнечанам, она рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе».
Как увидеть чёрного журавля
- Мария, с чего началась ваша любовь к велотуризму?
- Её привила мне мама. Когда мне было лет 7-8, мы вместе с мамой на велосипедах начали выезжать за город: в сосновый бор, на пруды. Мы ездили немного - километров по 20. И уже тогда я поняла, что мне это очень интересно. Едешь и видишь, как всё вокруг меняется, как красива природа. А профессионально велотуризмом я увлеклась 10 лет назад.
Я поняла, что мне интересны именно походы, освоение новых маршрутов. Здорово проехать, где не был никто; посмотреть, что там; сфотографировать, а потом рассказать об этом другим. Вдруг ещё кто-то захочет? Сначала ездила недалеко - в ближайшие посёлки. Мой первый серьёзный заезд составлял 85 км! Было непросто: жаркая погода, много перевалов. К тому же ехали по гравийной разбитой дороге и таёжным тропам.
Начните кататься недалеко - по 20-30 км. понемногу тренируйтесь, набирайтесь опыта, увеличивая расстояния. учитесь заезжать и съезжать с горки.
- Чтобы ехать, сначала составляете маршрут?
- Да, сначала смотрю всевозможные карты, в том числе и бумажные. Изучаю: есть ли дороги там, куда хочу поехать. Правда, не всегда путь на карте равен пути в реальности. Был случай, когда мы поехали в путешествие и вместо дороги, которая была обозначена на карте, увидели заброшенную, старую, а местами и вовсе непроходимую тропу. Пришлось кое-где идти пешком и вести велосипеды. Весь путь прорисовываю на карте, обозначаю точки. Затем скачиваю файл и загружаю его в телефон, чтобы маршрут был всегда под рукой, ведь в дороге часто не бывает связи. В путешествии, к счастью, никогда не терялись и не сбивались с пути.
- Чем интересен велотуризм? Почему, например, не пешие походы или автопутешествия?
- Я люблю и пешие походы. Но на велосипеде можно преодолеть большие расстояния. К тому же за плечами нет тяжёлого рюкзака. Все вещи везёт твой двухколёсный «конь». Есть специальные велорюкзаки или велобаулы, которые крепятся сзади. У меня, например, велобаул на 85 литров. Что касается машины, она не везде проедет. А мне особенно интересно бездорожье. А ещё на велосипеде можно не спеша ехать и наблюдать, останавливаться, фотографировать.
На автомобиле нужно выбирать, где можно остановиться, а это не везде возможно. На двухколёсном «коне» и увидишь больше интересного. К примеру, однажды на Чуйском тракте перед нами ввысь взлетела стая чёрных журавлей. Я их никогда не видела! Встречали мы и соболя, и лис, и зайцев, и ондатру, и даже слышали медведя! Разве на автомобиле мы всё это увидели бы?
Зачем нужны «злые» покрышки?
- Чтобы заниматься велотуризмом, велосипед должен быть каким-то особенным?
- Да, должен быть горный велосипед, его стоимость - от 30- 40 тысяч. Его геометрия позволяет комфортно преодолевать сложные участки. Также у него более «злые» (проходимые) покрышки. Часто менять его не нужно. У меня, например, их было только два. Сейчас на своём двухколёсном «коне» я езжу уже шестой год. А учитывая, что купила его с рук, ему уже лет 10 точно есть, но он в отличном состоянии и проедет ещё не одну сотню километров. И всегда обязателен шлем в таких походах.
- Мне нравится соревновательный дух, смотрю, на что я способна. Интересно постепенно усложнять маршруты. За каждый разработанный и пройденный маршрут мы получаем баллы и соответствующие места. Мы видим, как выглядим на фоне других, как растём. Конечно, здорово ещё за это получить и «плюшку» в виде спортивного разряда.
К примеру, летом собираемся в девятидневный маршрут третьей категории сложности. Нужно преодолеть 500 км и различные препятствия: сложные траверсы, в том числе перевалы. В этом плане очень удобен Алтай, где много таких перевалов и каждый может иметь протяжённость от 25 км. Кстати, в целом в соревнованиях участвует не так много команд, хотелось бы больше. А потому результаты часто предсказуемы. И это не так интересно.
- Развит ли в Кузбассе велотуризм?
- Я считаю, что не так развит, как в соседних городах - Новосибирске, Томске, Барнауле. Но в последние годы интерес у новокузнечан к такому виду активного отдыха растёт. К примеру, на открытие велосезона в апреле в этом году приехало более 50 человек, обычно эта цифра вдвое меньше. В соревнованиях, правда, пока участников немного. Я думаю, люди просто катаются на велосипедах, не выезжая далеко за город. И это тоже хорошо.
- А если человек, например, решил заняться велотуризмом, с чего ему начать? Каждый ли сможет?
- Конечно, каждый. Просто начните кататься сначала недалеко - по 20-30 км. Понемногу тренируйтесь, набирайтесь опыта, увеличивайте расстояние, учитесь заезжать и съезжать с горки. Чтобы ездить не просто так, а что-то интересное посмотреть, съездите, например, на гору за Кузнецким металлургическим комбинатом. Или проедьтесь на гору Соколиную, где можно увидеть удивительный танцующий лес и красивый вид сверху.
Велотуризм - это серьёзное хобби. А ещё здоровый образ жизни.
Можно уехать в сторону Костёнково и посмотреть Синие скалы, Листвяговский водопад. Все эти маршруты вполне преодолимы для новичка. Красивые места открываются на Кузнецкой горе. А в Мундыбаше можно прокатиться по удивительному Малиновскому тракту. Эта старая дорога была построена ещё в 30-х годах, когда разрабатывали рудник. Дорога живописная, а если свернуть чуть в сторону, можно увидеть потрясающие Катунские утёсы. На самом деле мест очень много!
Писать не каждый может
- Сейчас популярны пешие походы, организованные, например, турагентством. А организует ли кто-то велопоходы?
- В Кузбассе пока всё только начинается. В Кемерове есть коммерческая группа, которая организует туры в Хакасию, Казахстан и другие места. В соседних областях, особенно в Горном Алтае, это хорошо развито. Всё дело в том, что там есть куда прокатиться и что посмотреть. Много перевалов. Маршрут удобен для туристов. К нам в область добраться непросто. Так что, можно сказать, эта ниша свободна.
Если проводить походы, то любительские, желающих профессионально этим заниматься мало. И дело не в том, что сложно преодолевать маршруты - труднее потом об этом писать технический отчёт. Вот только представьте себе: нужно подробно и скрупулёзно написать о каждом дне пройденного пути с обозначением координат, километров и т. д. Не каждый это может.
- Вы сами весь Кузбасс объехали?
- Только юг Кузбасса, и то не весь. На севере и вовсе не была. Проблема в том, что туда сложнее добраться. У нас сел в электричку - и всё. Сложностей с перевозкой велосипедов нет. В другие места ходит только автобус, а на нём ехать с нашей техникой непросто.
Вспоминаю одно из самых наших интересных путешествий. Мы группой из четырёх человек выехали из Таштагола и доехали до Усть-Кабырзы, оттуда сплавились на лодке по Мрас-Су до Усть-Анзаса, а там вновь пересели на велосипеды. Увидели столько красоты! И восхитительные водопады, и необыкновенные скалы, красивую тайгу. Живописные места видели и в походе из Междуреченска в Ортон. Там есть необычные Куйлюмские скалы. Они напоминают гигантскую каменную кладку, словно её воздвигли люди. Удивительное место! А проехаться я бы хотела вокруг Байкала.
- Для вас велотуризм - хобби, развлечение, отдых?
- Это серьёзное хобби. А ещё здоровый образ жизни. Все мы знаем известную фразу «Движение - это жизнь». Я её всегда придерживаюсь. Если плаванием можно заниматься только в бассейне или ждать лета, спортзал тоже не всем и не всегда доступен, то велосипед - лучший выбор, он доступен почти всем. Это и движение, и наслаждение, а ещё развитие кругозора и изменение мировоззрения. Ты выходишь из зоны комфорта и адаптируешься под новые условия.
На двухколёсном «коне» и увидишь больше интересного.
Дождь, ветер, палящая жара - ты не можешь от этого спрятаться, например, в машине. Тебе всё нужно преодолеть, при этом собраться и, если нужно, превозмочь себя. Зато потом, в обычной жизни, многие проблемы кажутся надуманными, ведь ты и не такое проходил!