Кузбасс является лидером госпитальной педагогики в России. По области раскинута сеть не совсем традиционных школ, где долго и тяжело болеющим детям помогают не только получить нужные знания, но и продолжать чувствовать жизнь. О необычном проекте госпитальных школ «УчимЗнаем — Кузбасс» kuzbass.aif.ru поговорил с руководителем Дарьей Витютневой.
Помогают не только занятия
Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Дарья, вы руководитель регионального проекта госпитальных школ «УчимЗнаем — Кузбасс». Что важнее для детей в этом случае — не забыть что-то по урокам или продолжать социализироваться?
Дарья Витютнева: В Кузбассе работают госпитальные школы не только в детских онкологических отделениях. Это и противотуберкулёзный диспансер Новокузнецка, и центр реабилитации «Золотая рыбка» в Кемерове, и противотуберкулёзный санаторий п. Барзас, и отделение кардиохирургии Научно-исследовательского института комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний. Готовится к открытию седьмая школа в Кузбасском клиническом фтизиопульмонологическом медицинском центре имени И. Ф. Копыловой Кемерова.
Все госпитальные школы объединяет одна цель — помочь ребёнку продолжать чувствовать жизнь во всех её проявлениях без оглядки на сложности и длительность лечения. Этому способствует внебольничная среда учебного помещения (современный качественный ремонт, модульная яркая мебель, интерактивное оборудование, наличие мобильных библиотек и трендовых направлений дополнительного образования и т. д.) и современные педагогические технологии и подходы в обучении. Это обеспечивает непрерывное образование детей, помогает им адаптироваться к изменениям в жизни и поддерживает их психологическое здоровье.
— Как проходят занятия?
— Все занятия в госпитальной школе, как и в обычной школе, проходят по расписанию. Оно согласуется с лечащим врачом и заведующим отделением, а также с родителями длительно болеющего ребёнка.
Нельзя и неправильно говорить, что дети в стенах больниц сидят за партой от звонка до звонка. Длительность урока полностью зависит от самочувствия ребёнка. В среднем это от 30 до 40 минут. Занятия могут проходить за партой в классе прямо в период получения лечения, могут быть индивидуальными в палате, если ребёнок плохо себя чувствует, но хочет учиться, или быть дистанционными. В стенах школы дети получают знания по всем ступеням образования, сдают экзамены.
— Как быть, если ребёнок регулярно плохо себя чувствует, но и учиться надо?
— Какими бы сильными не были наши дети, но болезнь берёт своё. Долгое и сложное, изнурительное лечение несомненно сказывается на самочувствие детей.
Чтобы помочь ребёнку выбраться из этого состояния, в наших школах каждый день проходят разнообразные событийные мероприятия. Их очень много. Это мастер-классы по лепке из глины, занятия по арт-терапии, встречи со знаменитыми людьми области (перед Новым годом, например, мы наряжали ёлку с представителями волейбольного клуба «Кузбасс», а летом к нам приходили в гости представители лётной группы «Стрижи»), встречи с волонтёрами системы образования и здравоохранения, работа нашего киноклуба в партнёрстве с «Кузбасскино». Сейчас у регионального проекта 67 партнёров — организаций разного профиля и уровней, которые помогают делать жизнь детей яркой, незабываемой, интересной и насыщенной.
Также в наших школах выстроена система получения детьми психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования: робототехника и 3Д моделирование, бисероплетение, литературный кружок, пластилинография, зоотерапия, занятия в медиастудии. Дети рисуют поздравительные открытки, которые мы отправляем по всей России. В школах проходят конкурсы красоты среди девочек и конкурсы эрудитов среди мальчиков, много разных акций, флешмобов. Через социальные сети мы дружим городами области и не только. Скучать нам абсолютно некогда.
— Как попасть в госпитальную школу?
— Чтобы попасть в госпитальную школу, нужно заболеть, как бы это абсурдно не звучало.
Конечно, лучше придерживаться здорового образа жизни, своевременно проходить обследования и не болеть. Но если это случилось и ребёнок оказывается в детском отделении, то он автоматически попадёт в школу при больнице. После встречи родителя с педагогом и заполнения определённых документов мы бережно подхватываем ребёнка и продолжаем его учить, помогаем осваивать новое, вместе преодолеваем трудности, находим новых друзей, становимся одной большой и дружной семьёй.
Поддержка и положительные эмоции
— Тема онкологических больных вам близка — ваша мама перенесла рак и вышла в ремиссию. Что, по-вашему, главное для онкологически больного человека, кроме непосредственно лечения? Как его поддержать?
— Когда человек узнает о своём диагнозе — это непросто принять. Общество знает статистику исходов лечения, период дожития после наступления ремиссии, и среди людей бытуют разные мнения насчёт частичного или полного выздоровления от рака. Много надуманного и придуманного. Конечно, человек начинает себя жалеть, но болезнь от этого не отступит.
Нужно собраться, поверить в себя и бороться, стиснув зубы, как бы не было сложно. Нельзя опускать руки. Ни на минуту. Здесь главное — положительный настрой, вера в себя, свои силы и поддержка родных и близких. Ежедневная поддержка, большое количество положительных эмоций — все это помогает воспрять духом и одержать победу.
— А что важнее всего больным детям?
— Жить! Жить здесь и сейчас! Жить в моменте, не обращая внимания на сложности и трудности, которые происходят. Причём детям принятие болезни и трудности в лечении даются проще и легче, чем их родителям. Встреча с болезнью делает детей взрослыми и мудрыми. Они иначе рассуждают о поступках, у них другое видение событий, происходящих в мире, они активно поддерживают и помогают друг другу.
— Когда умирают ученики, как это прорабатывают с другими детьми педагоги и как проживают подобное сами?
— Смерть — это часть нашей жизни. Мы принимаем её как данность. Скажу, что дети иначе относятся к этому. Им проще. Они легче отпускают, переключают внимание. Мы вместе переживаем утрату, много говорим, рисуем и даже поем. Поддерживаем эмоциональное здоровье детей и создаём безопасную среду для их переживаний. Стараемся не заострять на смерти внимание, тем более что поток событийных мероприятий помогает нам двигаться вперёд.
— У вас двое своих детей. Получается ли совмещать собственную семью и наверняка огромную потребность в вашей работе в школах?
— Не могу с уверенностью сказать, что я идеальная мама. Я стараюсь уделять внимание и своим детям, и развитию проекта. Оптимистичный настрой и активная жизненная позиция помогают справляться со всеми трудностями.
Играет роль и отношение к работе. Она со мной 24/7 и по погруженности в неё и занятости напоминает хобби. Мне просто нравится заниматься тем, что приносит другим радость и счастье. Выходные дни стараюсь проводить со своими детьми. Мы ходим с ними в театр, выезжаем на пикники, много гуляем в парках города и за городом, в тёплое время года часто бываем на даче. Тишина, свежий воздух 462 , домашний уют позволяют обрести силы и придумать новые идеи по развитию кузбасских госпитальных школ.