Но история становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования.
Как все было
Идея процессуальной самостоятельности следователя, нашедшая свое отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства, была заложена
согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году.
В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.
Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания — 89.
Позже постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат вошел в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. Эти меры привели к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.
Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.
Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.
Следствие в Кузбассе
Только в этом году кузбасские следователи направили в суд почти 4000 уголовных дел. Среди них расследования экономических афер, преступлений организованных преступных групп и бандитских формирований, ограблений, разбойных нападений и многое другое.
За цифрами расследованных и переданных в суд уголовных дел стоит высокая ответственность без права на ошибку. Ведь каждое оконченное дело – это, прежде всего, решение судьбы конкретного человека, как пострадавшего, так и обвиняемого. Поэтому труд следователей - это в первую очередь огромная ответственность.
Здесь важно все: доскональное знание кодексов, аналитические способности, умение быстро принимать решение в критических ситуациях, грамотность, оперативность. Следователь работает с людьми, а поэтому должен знать психологию и разбираться в человеческих отношениях.
Это труд требует от человека не только выдержки и внимания, но и знаний, причем, в самых различных областях. Опытные следователи считают, что не каждый имеющий диплом юриста сможет стать представителем этой профессии. Было много случаев, когда окончившие с отличием вуз выпускники приходили в следственные подразделения и, проработав немного, уходили, понимая, что это не их призвание.
-Ежегодно следователи кузбасской полиции направляют в суды до 15 тысяч уголовных дел, примерно по 1500 уголовных дел в месяц. По нагрузке на каждого следователя, по количеству расследованных уголовных дел кузбасские представители этой профессии занимают второе место в России, - сообщает сотрудник пресс-службы ГУ МВД по Кемеровской области Владимир Сергеев.
Источники: ГУ МВД по КО.