Сегодня кто-то считает гулявших жертвами режима, кто-то – провокаторами. Кто они на самом деле, решит суд. В любом случае кемеровчане первыми испытают вступившие 8 июня в силу поправки к закону о массовых мероприятиях.
– Мы просто шли с белыми шариками в руках, разговаривали о жизни и политике, но у полицейских нашлись свидетели, что мы агитировали прохожих присоединиться к нам, – так объяснил ситуацию один из задержанных Александр Илларионов. – Уже в отделе нас обвинили в организации публичного мероприятия по предварительному сговору без уведомления властей.
Подвела переписка
Гулявшие с белыми шариками по пр. Ленина шли практически беспрепятственно, пока их не остановили двое прохожих, начавших докапываться, что значит белая лента, что им не нравится и т. д. Спустя какое-то время к ним подъехала полицейская машина, и всех увезли в отдел. Уже в отделе прохожие оказались потерпевшими (их гуляющие, как вытекает из материалов дела, оскорбили), а задержанные – организаторами чуть ли не митинга. Белая ленточка с надписями «За честные выборы» и «Долой партию жуликов и воров» была изъята и отправлена на экспертизу.
Кроме того, доказательством организации не прогулки, а именно массового публичного мероприятия полицейские считают сообщение Алексея Железных на странице в соцсети, где он накануне написал, что собирается выйти на прогулку.
«А. Железных в количестве трех человек участвовал в массовом прохождении граждан по заранее определенному и спланированному путем переписки в сети Интернет на страницах социальной сети «В контакте» маршруту с целью привлечения общественного внимания к законности состоявшихся выборов», – теперь значится в полицейском протоколе.
Гулять запрещено?
Учитывая, что в законе не прописано определение массовости мероприятия, решить – было ли это спланированной акцией или нет, по совокупности всех факторов предлагается лишь суду. В теории теперь можно забирать в отделение любую не понравившуюся полицейским компанию и доводить дело до судебного разбирательства.
– Возможность попасть в такую ситуацию есть, но если участники прогулки не имеют никаких плакатов или листовок, не выкрикивают лозунгов и не ведут агитацию, то их легко можно будет оправдать в суде, – комментирует ситуацию юрист Руслан НАМИТУЛЛИН. – Против свидетелей обвинения можно предоставить своих. Никакая атрибутика в виде белых лент, значков, флажков и тому подобного не может служить доказательством того, что это было шествие, акция или митинг – хороший адвокат докажет это.
А вот дружеское планирование совместных гуляний в соцсети может поставить под угрозу отдых. По словам Руслана Намитуллина, информацию из соцсети полицейские использовать имели право, и она на самом деле теперь может служить доказательством.
Однако, оценивая ситуацию в целом, одни политологи придерживаются мнения, что реальной угрозы для дружеских компаний и гуляк нет, другие, наоборот, считают, что запущена программа по запугиванию оппозиции в регионах, которая слабо разбирается в законах и не имеет серьезной финансовой базы. В любом случае все сходятся во мнении, что тех, кто ведет себя тихо, не тронут. Осталось прояснить два момента: можно ли договариваться о гуляниях заранее и можно ли с собой носить ленточки и шарики, красные, например, синие или зеленые? О белых лентах что-то скоро скажет суд.
Кстати
Троим задержанным инкриминируют ч. 2 ст. 20.2 КоАП в новой редакции: «организация публичного мероприятия без подачи уведомления», за которую ребятам грозит штраф в 20 тыс.-30 тыс. руб. или до 50 часов обязательных работ. Максимальное денежное наказание для граждан теперь составит 300 тыс. рублей, для должностных лиц – 600 тыс.