Примерное время чтения: 9 минут
511

Великое переселение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и факты в Кузбассе 14/03/2013

Мало того что Кузбасс всегда был многонациональным, так он, можно сказать, день ото дня становится всё «многонациональнее». Количество национальных организаций в регионе за последние годы выросло с 10 до 44. А страсти между тем накаляются: то юную «Мисс России» из Междуреченска заклюют в Интернете из-за нерусской фамилии, то новокузнечане митингуют против строительства мечети в Заводском районе.

– Немецкая, татарская и армянская национальные организации появились в Кузбассе 10-15 лет назад, позже были созданы центры шорского, телеутского народов, славянской культуры. Самые молодые организации – азербайджанская, ингушская и таджикская общины. Люди объединяются, желая сохранять свою культуру, традиции, язык, помогать друг другу, – рассказывает Татьяна АКИМОВА, начальник управления национальной политики областного департамента культуры и национальной политики.

Но эти объединения занимаются не только сохранением песен, плясок. Есть дела и поважнее. И пока «левые» собирают митинги под лозунгом «Понаехали», самые что ни на есть коренные жители Кузбасса – телеуты и шорцы – решают другие проблемы. В 90-е годы они оказались практически на грани вымирания, и спасать малые народы обязалось государство. Для телеутов и шорцев теперь строят музеи, школы, издают азбуки на родном языке и отводят для этого специальные уроки, в отдалённые посёлки доставляют медикаменты, проводят линии электропередач, выделяют земельные участки. Казалось бы, куда больше? Вот только некоторые проблемы коренным жителям Кузбасса приходится решать самим.

– Часто приходится слышать, мол, вам и так власти много чего дают, – рассказывает Валентина ОРЛОВА, председатель областной ассоциации телеутского народа «Эне-Байат». – Это так. Но проблем ещё больше: частные дома в Белове, где живут телеуты, расположены на подработанных шахтами территориях, сёла Беково и Шанда буквально окружены разрезами. В Шанде, например, из-за угледобычи нет воды, её приходится привозить. Мы просим помощи и у властей, и у угольщиков, решить вопрос с водой пока не можем.

О миграции и религии

А тем временем неуклонно растёт приток мигрантов (с 78 тыс. человек в год – в 2009-м до 82 тыс. – в 2012‑м). Едут к нам в основном гости из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Армении, Азер­байджана. Кто-то на время, к родственникам, но многие всё же – за работой. Расселяться землякам в новой стране помогают национальные организации. Шавкат ТАХИРОВ, председатель Кемеровской региональной общественной организации «Русско-таджикская дружба», не таясь, говорит, что львиную долю его времени занимает помощь землякам в обустройстве (нужно найти им жильё и работу, помочь преодолеть языковой барьер и т. д.). И хотя именно таджикская община в Новокузнецке вызвала недовольство части граждан инициативой строительства мечети, прямой связи между религией и национальностью Шавкат Закиров не видит:

– В Новокузнецке проживают примерно 4 тыс. таджиков – не много для крупного города (всего в Кузбассе нас примерно 13 тыс.), а мусульман намного больше – около 40 тыс. Т. е. большинство мусульман – это не мигранты, а люди, годами, поколениями живущие в своём городе. Мечеть в Новокузнецке одна – в здании бывшего кинотеатра. В ней поместятся от силы 400 человек, и ещё 200 – в молельном доме. Т. е. при многолюдных праздниках люди вынуждены молиться на улице. Представьте, если бы такая ситуация складывалась с православным храмом?

В поисках лучшего

Кто же едет в Кузбасс? По данным УФМС по Ке­ме­ровской области, среди трудовых мигрантов только небольшая часть – высококвалицированные специалисты, большинство мигрантов – люди рабочих профессий, которые надеются здесь найти более выгодную работу и высокую зарплату. Получается, что за всей националистической шумихой скрываются простые законы экономики, которые, впрочем, действуют в обоих направлениях. В УФМС отмечают, что так же активно, как приезжают мигранты, из Кузбасса уезжает молодёжь и лучшие специалисты.

– В 2011 году из Кемеровской области уехало больше 8 тыс. человек, в 2012 – 5,5 тыс. В основном это высококвалифицированные специалисты или молодёжь, которая уезжает учиться, – говорит Евгений НЕВЗОРОВ, специалист-эксперт УФМС России по Кемеровской области. – Чаще всего из Кузбасса люди мигрируют в регионы с более развитой экономикой – Томскую, Новосибирскую области, Краснодарский и Красноярский края, в Москву и Санкт-Петербург.

Кстати, среди тех, кто уезжает из Кузбасса в поисках лучшей доли, много представителей национальных меньшинств, эмигрирующих на историческую родину. Сейчас этот поток не такой большой, но в трудные 90-е отсюда уезжали целыми семьями. Руководитель немецкой региональной национально-культурной автономии «Видергебурт» Александр ЦААН сетует: «Количество немцев в регионе за последние 20 лет сократилось с 50 тыс. до 23 тыс. человек».

 

ЯЗЫКОМ ЦИФР

За пять лет, по данным УФМС, число трудовых мигрантов в Кузбасс возросло с 25,6 тыс. человек – в 2008 году до 34, 4 тыс. человек – в 2012. Правила получения гражданства ужесточились: в 2008 г. гражданами РФ в Кузбассе стали 6,3 тыс. иностранцев, в 2012 – всего 1,2 тыс. Зато растёт количество людей, оформляющих вид на жительство (с 120 человек – в 2008 г. до 2,2 тыс. – в 2012) и временное проживание (с 3,3 тыс. человек до 4,5 тыс.).

МНЕНИЕ КОВТУНА

Дальше – хуже?

В основе любых национальных конфликтов лежат две вещи: экономическая напряжённость и разница менталитетов. И только при сочетании этих двух факторов есть почва для возникновения конфликтов. Есть этнические сообщества, с которыми у представителей титульной нации просто не может возникнуть напряжённости, настолько схожи менталитеты и настолько органично эти этносы вписываются в общую среду. К таким нациям, например, относятся евреи, армяне. Есть народы чуждые русским на уровне менталитета, и неважно, относятся они официально к одному государству или к разным – всё равно будет чётко прослеживаться тенденция к разделению. Так случилось с Прибалтикой, такая ситуация на протяжении многих лет сохраняется на Северном Кавказе. Разница – в психологии: то, что для кавказских народов – доблесть, для русских – наглость и наоборот. Поэтому зачастую так болезненно проходят процессы интеграции и переселения народов. В основе любой ксенофобии лежит боязнь вытеснения, завоевания чужаками нашего исконного, и боязнь эта небеспочвенная, это история, которая повторяется из века в век. Когда-то, три века назад, когда русские пришли в Сибирь, чужаков на свои земли пытались не пустить коренные сибирские народы. Как видим, история не пощадила народы Кузбасса – они были экономически оттеснены, их земли стали или техногенными зонами, либо запустели, фактически они угасают. Что ждёт нас? Этот вопрос оставим открытым.

Игорь КОВТУН,

доктор исторических наук

ПОЗИЦИЯ ПОДДУБНИКОВА

До точки кипения

Национальные вопросы очень интересуют людей и даже переходят в политические.

На территории бывшего СССР, как только исчезли «давление сверху» и пропаганда идеи многонационального единства советского общества, во многих союзных и национальных республиках наблюдалось обострение проблем межэтнических отношений, возник приведший к трагическим последствиям национальный сепаратизм. Кузбасс в этом плане тихий регион: здесь годами мирно соседствуют представители различных этносов, как коренных народов (бачатская группа телеутов и шорцы), так и старейших переселенцев (русских и переселенцев в Кузбасс первой половины прошлого века – немцев, латышей, поляков, литовцев). При таком разношёрстном соседстве вопрос национальной принадлежности никогда не ставился остро.

По сравнению со своими соседями, Томской и Новосибирской областями, наш регион – не очень активный приёмник миграционных потоков, но всё же к нам ежегодно прибывают несколько тысяч мигрантов, которые имеют свои религиозные взгляды, свой быт, историю и культуру. Этническое обновление региона сейчас идёт быстро, потому и выходят на первый план национальные вопросы. Трудовые мигранты восполняют недостаток рабочей силы, это огромный плюс для государства. Но, например, жёсткая конкуренция на рынке труда может породить и националистические конфликты.

К сожалению, у нас не учитывается национальный состав населения. Когда для очередного исследования мы отправляли запросы о нацсоставе в города Кузбасса, там просто не смогли предоставить никаких данных, а в одном городе вообще ответили: «У нас нет национальностей». Как же так? Ведь если где-то возникнет конфликт, его никто вовремя не заметит и не разрешит. Чтобы избежать взаимного недовольства и ксенофобии, о таких явлениях нужно учиться говорить открыто.

Владимир ПОДДУБНИКОВ, кандидат исторических наук, руководитель лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах