О дефиците рабочих рук трубят все. На предприятиях особенно ждут студентов техникумов и колледжей, надеясь, что оттуда придут подготовленные ребята. Но случай, который произошёл на днях, заставил задуматься – а те ли нужные кадры готовят подобные учебные заведения? По Сети разошлось видео, на котором выпускница Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий на вручении диплома заявила, что полностью разочаровалась в своей профессии во время учёбы.
С чего всё началось?
В Интернете разлетелось видео со студенткой Алиной Ш, которая на выпускном раскритиковала обучение в колледже. Она призналась, что вдохновилась девочкой из Тамбова, которая тоже нелестно высказалась о своём вузе. Алина рассказала о непрофессионализме педагогов (затягивали проверку работ, отбирали чертежи), практике, где девчонкам приходилось таскать арматуру, и другом.
Министерство образования Кузбасса сразу же начало проверку. Чиновники сначала отрапортовали, что нарушений в колледже не было, а всё, что говорит выпускница, не так. А потом министр Софья Балакирева встретилась со студенткой и её родными, чтобы поговорить.
«Были проблемы при подготовке к защите дипломного проекта, а именно графических материалов. Так, за четыре дня до защиты Виктория принесла чертежи, преподаватель сказала, что они требуют доработки. Виктория оставила материалы в кабинете, когда вернулась — их не было. По словам девушки, ей пришлось оперативно делать новые», — говорит Балакирева и добавляет, что проверку чиновники уже начали.
Правда слова студентки или ложь – разберутся. Вопрос в другом – те ли кадры, которые ждут на предприятиях, готовят техникумы и колледжи? Дают ли нужные знания и навыки? Или, возможно, не все ученики хотят их получать?
Что говорят работодатели?
Начальники обычно кивают на учебные заведения и их программы. Мол, практики там совсем нет. А кто-то ещё и учиться не хочет.
«Сегодня в институтах, техникумах не дают нужные для рабочих специальностей знания. Приходит ко мне на днях студентка, которая заканчивает один из вузов города, устраиваться на работу контролёром ОТК (эксперт, оценивающий качество выпускаемой продукции на предприятии — Ред.). И оказывается, что она не умеет работать с чертежами – их в институте черчению не учили. А как можно принимать продукцию, разбираться в её качестве, если ты не понимаешь техническую документацию?» – говорит Руслан Сапожков, директор машиностроительной компании.
Об этом твердят и сами рабочие, которые ждут не дождутся молодые кадры.
«Идёт к нам на комбинат молодёжь, а в голове – только теория, никакого понятия о производстве и работе руками. И вина здесь не их – у них нет нужной практики. Вспоминаю себя, как я учился 30 лет назад в профессиональном училище, так мы уже ходили на производство на первом курсе! – рассказывает металлург Алексей Горлов. – А после окончания училища не округляли глаза, как сейчас молодёжь, потому что понимали, куда пришли работать. Очень жаль, что сейчас нет училищ».
Верните училища
Училища добрым словом вспоминает и Юрий Бычков, директор учебно-производственного центра «Молодость Запсиба»: «Раньше рабочие руки воспитывались в училищах, там была хорошая практическая подготовка. Сегодня её не хватает. Пришли к нам в центр сварщики из колледжа на стажировку. Мы им дали задание, а оказалось, что они ничего не умеют. Пришлось начинать с азов и всё показывать. А ведь это базовые знания и навыки, которые ребята должны были получить в колледже в полном объёме. И откуда возьмутся профессиональные рабочие?»
Руководитель считает, что учебные заведения не заинтересованы в результате – они выполнили контрольные цифры по набору, сколько-то выпустили и забыли, а кого на выходе получили – это уже проблема самих выпускников. А они должны быть ответственны за результат выпуска, а не за цифры по приёму.
Проблемы не везде
Сегодня в техникумы студенты идут очень активно. Это почти 60% девятиклассников. Приходят даже отличники. И с практикой проблемы далеко не везде.
«С предприятиями мы сотрудничаем с момента открытия. Для студентов это очень здорово: они уже на этапе обучения понимают, куда пойдут работать и с чем им предстоит столкнуться. Адаптация происходит проще, легче, и меньше сложностей. Помните знаменитое высказывание советского времени, когда выпускник приходит на работу, и ему говорят: «А теперь забудь всё, чему тебя учили, делай вот так». У нас такого нет. Представители работодателей общаются с ребятами уже на этапе обучения – водят на предприятия, консультируют, проводят мастер-классы, делятся секретами. И также видят итог нашей работы на демонстрационном экзамене, – рассказывает директор новокузнецкого транспортно-технологического техникума Егор Сазанович, – а после окончания 82% наших выпускников трудоустраиваются на предприятия».
Сократить разрыв между теорией и практикой призвана и программа «Профессионалитет». Помимо того учебные заведения получают гранты на переоборудование мастерских, значительно меняются и некоторые подходы к образованию – акцент делается на тесное сотрудничество с работодателем: пишутся программы с уклоном на особенности этих предприятий, чтобы ученики уже на этапе обучения понимали и видели, куда пойдут работать. Ещё один плюс в том, что на большинство специальностей идёт обучение по ускоренной программе: вместо 4 лет – 2 года и 10 месяцев.
А образование?
Практика в колледжах и техникумах была и есть всегда. Другой вопрос – как она организована и насколько интересна и полезна самим учащимся.
Учитель из Новокузнецка Анна Слемзина в 2022 году выпустила 9 класс и не понаслышке знает, как студенты относятся к учёбе в колледжах. «Из всех выпускников больше довольных. Говорят, что правильный выбор сделали. Многие, ещё не доучившись, уже начали пробовать себя в профессии, подрабатывают. Кто-то уже сейчас желает расширить полученные в колледже знания. Например, девочки учатся в медколледже и хотят дополнительно получить «корочки» косметолога. В целом больше положительного слышу от выпускников. Им там легче учиться, потому что занимаются делом, погружены в практику», – рассказала учитель.
Ну и многое зависит от человеческого фактора, как везде в образовании. Если попадётся мастер или преподаватель по специальности, который даёт предмет с интересом, то и студенты охотнее учатся у такого. Ну а есть и те, кому учёба не так важна.
«Был я как-то в одном из техникумов на занятиях, я был просто поражён тем, что там происходит. Такое ощущение, что учителя на занятиях нет, его никто не замечает, студенты делают, что хотят, входят, выходят, разговаривают. Когда зашёл педагог, никто даже не встал. Для меня это дикость. Какие знания после этого получит молодёжь?» – вспоминает случай Руслан Сапожков.
Старайся сам
Да, в образовании не всё так гладко, но очень много зависит от самих учащихся. Выпускница новокузнецкого техникума прошлого года Анна (имя изменено) вспоминает плюсы и минусы своей учёбы: «Из минусов – то, что практику искали сами, так как именно для нашей профессии предоставить практику очень сложно (Анна училась на дизайнера. – Ред.). Да и, как мне известно, практически во всех специальностях в нашем техе студенты сами искали практику. Из плюсов – хорошие, понимающие преподаватели. Но есть и те, кто больше выёживался, чем объяснял».
Девушка также добрым словом вспоминает творческие задания, мастер-классы, участие в выставках, оформлении фотозон.
Артём Корецкий сейчас студент университетского колледжа СибГИУ, но уже трудится электромонтёром на металлургическом комбинате. Пришёл в профессию по зову сердца. Признаётся, что очень любит работать руками и с электричеством: «В колледже мы знакомимся с теорией, на комбинате получаем практику. Участвовал в конкурсах профессионального мастерства. Так освоить азы профессии быстрее. Мне интересно. Хочу развиваться и стать более квалифицированным специалистом», — говорит Артём.
И вывод здесь напрашивается один: если ты выбрал профессию по душе, подошел к ней серьёзно, то действуй сам – активно погружайся в практику, как можно раньше трудоустраивайся, участвуй в конкурсах профмастерства и перенимай опыт у старших. Никакой дядя не придёт и ничего за тебя не сделает.