203

Пластилиновая история. Когда на уроках действительно интересно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Кузбассе №50 09/12/2020
Увлечь детей можно только чем-то ярким и запоминающимся.
Увлечь детей можно только чем-то ярким и запоминающимся. / Андрей Рыбак / Из личного архива

Андрей Рыбак более 10 лет служил во флоте, затем столько же в милиции. А в 40 лет пошёл преподавать уроки истории в школу. Предмет непростой - любят его не все.

Но только не у нашего героя - он сумел заинтересовать учеников с помощью своего необычного увлечения - Андрей Николаевич… лепит исторические сражения из пластилина. С педагогом пообщался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Тут вам не военные

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Андрей Николаевич, вы много лет прослужили во флоте, работали в милиции. Почему ушли преподавать?

Андрей Рыбак: У меня мама преподаватель русского языка и литературы. Поэтому учительские проблемы и будни всегда были перед глазами. И педагогика мне нравилась - во флоте я занимался подготовкой офицеров, в милиции тоже без неё никак: к каждому человеку свой подход нужен.

Отработав в милиции, задумался: что дальше? И в 40 лет поступил на исторический факультет Кузбасской педагогической академии. Конечно, с детьми работать проще, чем со взрослыми, для многих из них учитель пока ещё авторитет. Но я сразу столкнулся с проблемой: я военный и привык к дисциплине, а детям приказ не отдашь - тут нужен другой подход: их нужно увлечь, удивить, заинтересовать. Директор 14-й школы Игорь Шафф посоветовал увлечь детей чем-то ярким, запоминающимся. Вот тут и пригодилось моё давнее детское хобби - лепить солдатиков из пластилина. На одном из первых уроков о Древнем мире слепил фигурки охотников и мамонта. Пятиклассники были в восторге, рассматривали, расспрашивали, с удовольствием слушали урок. Поэтому решил продолжить и начал создавать военно-исторические миниатюры боевых сражений разных времён.

- Почему выбрали историю?

- Историей увлекался с детства - читал много книг, лепил из пластилина солдатиков, смотрел фильмы. Всегда считал, что, не зная прошлого, нельзя понять настоящее и предугадать будущее. Школьникам материал стараюсь излагать объективно. Но отношение у ребёнка всё равно сформируется своё. Ведь можно рассказывать с придыханием и слезливыми нотками о злом Сталине и потерях при строительстве Беломорканала. А можно просто пояснить, что Норвегия уничтожила всё поголовье тюленей на наших землях вдоль Северного Ледовитого океана. А после того как построили Беломорканал и перевели туда советский флот, истребления прекратились. Кстати, поголовье тюленей мы не можем восстановить там до сих пор.

Фигурки из пластилина Андрей Рыбак изготавливает самостоятельно.
Фигурки из пластилина Андрей Рыбак изготавливает самостоятельно. Фото: Из личного архива/ Андрей Рыбак

Отношение формирует не только выбор исторических фактов, их изложение, но и обоснование причин тех или иных поступков. Можно ругать Сталина за коллективизацию, а можно пояснить, что в те годы другого выхода не было - мелкие индивидуальные хозяйства не могли прокормить город. На индивидуальных клочках земли невозможно использовать тракторы и другую сельхозтехнику, их нужно было укрупнять и объединять. Обратите внимание на Запад: у них везде агрохолдинги - это почти те же колхозы, но только в частных руках.

Нужна идеология!

- Историю постоянно пытаются переписать кому-то в угоду. Только учебников можно насчитать несколько десятков! Как вы думаете, идеология страны и уроки истории - две разные вещи?

- У нас провозглашается отсутствие любой идеологии. А это по сути тоже идеология. Каждый учебник по-своему трактует то или иное событие. Порой кажется, что некоторые из них писали не в России, а в других странах. На деньги российского бюджета воспитывают врагов России. Да, уклоняться от острых вопросов не стоит, но ответы на них должны быть в интересах государства и его укрепления. Считаю, что без государственной идеологии нельзя. Наших детей нужно воспитывать в духе патриотизма и государственности. Как жить в стране и не любить её, не быть патриотом?

Отдельное внимание хочу уделить нашим первым лицам - нельзя ругать тех, кто правил страной до тебя. Вы ж не знаете наверняка, что происходило.

- Выстраиваете ли связь между прошлыми событиями и тем, что происходит сейчас? Обсуждаете ли современные темы, неугодные власти?

- История не циклична, как говорят, но некоторые события повторяются. Всё дело в том, что люди не меняются: по-прежнему кто-то хочет власти, кому-то нужно много денег, а другие довольствуются малым. А потому без связи между прошлыми событиями и современностью, конечно, не обойтись.

Возьмём Смуту 1612 года, события 1917-го и наше время: сложные периоды, кризис и свобода только для узкого круга лиц. Чем не параллель? Конечно, обсуждаем и неоднозначные темы, оппозицию в современной России. Дети должны знать, что в нашей стране есть и такое.

- Если спросить детей, почему они не любят историю, большинство скажет - много дат. Как сделать этот предмет интереснее? Например, в интернете рассказали об учителе, который на свои уроки надевает исторические костюмы. Не отвлекает ли это от самого предмета?

- Изучать историю без дат невозможно. Если сложно их запомнить, нужно хотя бы понимать последовательность событий. Преподавать можно как угодно, главное - не скучно! Я, например, использую презентации, видеоматериалы, драматизацию, проблемный метод. Если учитель считает, что сможет повысить интерес к предмету с помощью исторических костюмов, пусть переодевается! Главное - не перегнуть палку: учитель не клоун, его задача дать материал и добиться его усвоения.

Фото: Из личного архива/ Андрей Рыбак

Баталии в пластилине

- Расскажите о вашем пластилиновом увлечении. О чём ваши композиции? Как выбираете сюжет?

- В детстве у меня было около 500 фигурок из разных эпох. Окончил школу и забыл об этом. Вспомнил о своём увлечении, когда пришёл работать в учебное заведение. У меня восемь композиций, в некоторых можно даже перемещать фигурки, чтобы показать, что происходило. Делаю их из пластилина потому, что умею с ним работать и это недорогой материал. Покрываю фигурки строительным лаком.

Каждая композиция посвящена какому-то великому сражению: Полтавская битва, Бородино, Ледовое побоище, оборона Брестской крепости в 1941 году, бой в устье Невы в 1702-м, взятие Рейхстага в 1945-м, сражение ополчения с польскими интервентами в 1612-м. Все работы находятся в школе. Одну - Рейхстаг - передали в музей ГУВД области. Готовлю ещё две миниатюры: о Халхин-Голе и о подвиге экипажа Брига «Меркурий» в 1829 г. Помогает мне учитель труда и мои ученики. Правда, терпения у детей не всегда хватает. В одной композиции около 100 фигурок. Я не тороплюсь, поэтому в год получается создать по одной исторической картине.

Все фигурки и элементы делаем строго с учётом исторических данных - для этого смотрю энциклопедии, документальные фильмы. Композиции продумываю заранее, иногда рисую план. А занимаюсь этим не только потому, что хочу разнообразить уроки и заинтересовать учеников, мне самому очень нравится!

- Помогают ли понять историю современные художественные фильмы и мультфильмы? И что скажете о всевозможных рейтинговых передачах типа «Военная тайна» или «Территория заблуждений» с Игорем Прокопенко?

- Считаю, что по художественным фильмам и мультфильмам, особенно современным, историю изучать нельзя! «Балканский рубеж», «Ржев», «Иван Грозный» - правды в них практически нет. Особенно это касается фильмов о Великой Отечественной войне. Всё это можно использовать, только чтобы посмотреть костюмы, военную форму; даже погрузиться в атмосферу того времени по этим фильмам невозможно. Ну не было тогда той беспросветности и засилья НКВД, которыми старательно запугивают режиссёры!

То же самое касается рейтинговых передач. В них чаще всего рассказывается о реальных исторических фактах, правда, трактуются они искажённо, со старательным смакованием так называемой чернухи. Изучение истории по этим источникам приведёт к её искажению и неверному пониманию причин многих событий. А некоторые фильмы впрямую подыгрывают тем же бандеровцам Украины и другим её врагам, помогая очернять Россию и её прошлое. Нужна единая государственная политика и регулирование всего идеологического фронта. Иначе мы подготовим новый развал страны. Ведь сначала он происходит в умах… А уж потом идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой.

Досье
Андрей Рыбак – преподаватель истории и обществознания школы № 14 Киселёвска. Окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище, с 1979 по 1993 год служил на Тихоокеанском флоте, капитан 3 ранга. С 1994 по 2005 год работал в Киселёвском ГОВД, ушёл на пенсию в звании подполковника. В 2006 году окончил Кузбасскую педагогическую академию по специальности «учитель истории». Два года был начальником факультета очного обучения и секретарём учёного совета Кузбасского филиала Владимирского института Федеральной службы исполнения наказаний (сейчас КузИ ФСИН). С 2010 года - учитель истории школы № 14 Киселёвска.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах