Не всем детям по разным причинам подходит обучение в школе. Однако нужно много раз подумать, прежде чем перевести ребёнка на домашнее обучение. О плюсах и минусах, а также причинах перевода рассказывает психолог Мария Мясникова.
Почему стоит перевести?
Чтобы определить необходимость перевода ребёнка на домашнее обучение, необходимо выяснить, какие причины привели к такому желанию. Психолог Мария Мясникова определяет четыре главные проблемы, из-за которых родители или дети хотят сменить форму обучения.
Первой Мария выделяет социальную адаптацию: трудности в общении с одноклассниками, ощущение изоляции или одиночества, тревожность при взаимодействии с преподавателями или сверстниками.
Вторая причина — учебная мотивация (её мало, низкая самооценка из-за низких оценок, подавленное состояние из-за экзаменов, речевые и когнитивные нарушения).
Третьей причиной психолог называет поведенческие проблемы (буллинг и агрессия по отношению к другим детям), а четвёртой — эмоциональные трудности (депрессия, поиск своего места, проблемы с самооценкой, переживания из-за семьи или смены места жительства).
Какие плюсы и минусы есть?
Плюсы домашнего обучения:
- Индивидуальный подход. Возможность подстраивать учебный план под потребности ребёнка может помочь при наличии учебных трудностей или особенностей развития.
- Устранение стресса. Отсутствие давления, связанного с экзаменами, социальной тревожностью и конфликтами с одноклассниками и учителями, может уменьшить уровень стресса.
- Гибкость в расписании. Возможность выбирать удобное время для учебы может быть полезно для детей с особыми потребностями.
Минусы домашнего обучения:
- Недостаток общения со сверстниками может привести к дефициту социальных навыков, что важно для психологического и эмоционального развития. Но этот недостаток всегда можно компенсировать наличием кружков и спортивных секций.
- Необходимость родителей уделять больше времени обучению и поддержке ребёнка, что может быть физически и эмоционально затратным.
- Некоторые дети могут терять мотивацию вне школьной среды, где существует структура и дисциплина.
«Так всё-таки как выбрать, уходить на домашнее обучение или нет? Сначала определите, какие именно проблемы у ребёнка в школе. Возможно, стоит обратиться к психологу или педагогам. Обязательно учитывайте мнение ребёнка: как он сам себя ощущает в школе и какое обучение ему лучше подойдёт. Попробуйте организовать период домашнего обучения, чтобы оценить, как это повлияет на ребёнка», — советует Мария Мясникова.