aif.ru counter
5437

Раскачать систему. Ветеран МВД о том, как справиться с травлей в школе

Ветеран МВД рассказывает о травле в школе и жестоких играх детей.

Дети зачастую повторяют модель поведения взрослых.
Дети зачастую повторяют модель поведения взрослых. © / С. Ильницкий / Из личного архива

С начала года в России произошло сразу несколько резонансных вооруженных нападений в школах. За последнее время подобные случаи были и в Кузбассе. В Кемерове две недели назад девятиклассник ткнул ножом школьницу на перемене, а ученик начальной школы ударил одноклассника ножницами по горлу. В Новокузнецке совсем недавно суд на 30 суток изолировали четвероклассника, который вымогал деньги у других детей. О том, как быть родителям, если сверстники издеваются над их ребёнком корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказывает ветеран МВД Дмитрий Антонов.​

Они так играют?

Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Дмитрий Викторович, недавние истории в Кемерове и Новокузнецке похожи: девочка не вовремя повернулась и наткнулась на нож, мальчик подошёл сзади и наткнулся шеей на ножницы… Но есть и те, кто считает, что таких случайностей не бывает. Как было в вашей практике?

Дмитрий Антонов

Дмитрий Антонов: Случайность, конечно, исключать нельзя: неосторожное обращение с оружием бывает и у взрослых. Сколько у нас историй, когда в той же армии военные отстреливают себе пальцы. Дети ещё более раскованные, самонадеянные. Но практика показывает, что в 99% подобных случаев, когда один другого ножом тыкает, – не случайность. Но сразу хочу сказать, что в моей практике взрослые резали друг друга, дети – нет. Отморозки и трудные подростки были всегда. В особенности в 80-90 гг. в школах страдали от второгодников: они перерастали своих одноклассников и от недостатка ума обижали их. Но тогда в каждой школе дежурил инспектор по делам несовершеннолетних, поэтому отъявленных хулиганов выявляли быстро и отправляли в спецшколу за колючую проволоку.

Были разборки между мальчишками, но они ограничивались драками за пределами школы, фингалами и «мировой». Откровенной травли не было, поэтому родители и не обращались в полицию, тогда как сегодня, судя по новостям, пачками несут заявления! И понятно: девочки раздевают, бьют одноклассницу и снимают на камеру, мальчишки издеваются над товарищем и выкладывают всё в Интернет. Сеть же пестрит дичайшими роликами! И самое страшное, что родители пострадавших детей не могут раскачать систему: хулиганов даже на учёт не всегда ставят. Например, в советское время поставили бы даже за то, что ребёнок пнул почтовый ящик. Сегодня это почему-то считается детской шалостью!

На родительском форуме одна мама жаловалась, что у сына вымогают деньги на покупку наркотиков. Классный руководитель напомнила, что дети стукачей не любят. Мама малолетнего вымогателя вообще так всё вывернула, что это её сын жертвой оказался – якобы его попросили купить траву. И что делать в этой ситуации?

– Идти в полицию, конечно. Требовать расследования, обращаться в администрацию – бить во все колокола. Очные ставки между детьми, опрос свидетелей (в том числе и поквартирный) – нужно разбираться досконально. Торговля наркотиками – это вообще тяжкое уголовное преступление. Вероятнее всего, родители малолетнего вымогателя вывернули ситуацию, потому что выбрали такой способ защиты. Это, к сожалению, уже норма. На моих глазах во дворе один мальчишка пинал другого. Мама последнего оттолкнула обидчика и начала ему читать мораль. Хулиган убежал, а через пять минут вылетел его папа, начал орать, махать кулаками и чуть не прибил женщину! Более того, вызвали полицию и увезли маму, которая просто заступилась за своего ребёнка. Вот пример неадекватной реакции родителей. В итоге женщине пришлось извиниться, потому что она просто не захотела связываться с этой семьёй.

Ещё знаю семью, в которой сын издевается над одноклассником. Родители последнего даже заявление писали в полицию, но с обидчиком просто провели профилактическую беседу. А родители обидчика встали на его позицию и говорят: «Ну они же пацаны, разберутся». Это неправильно.

Родители учат своих детей качать права, но не объясняют, что есть ещё ответственность перед обществом. В итоге мы и получили поколение нигилистов. Они отрицают всё, не признают авторитетов! Иду по улице с маленьким ребёнком, рядом идёт толпа мальчишек, 6-8 класс, и матерятся на всю улицу. Сделал замечание. Получил агрессивный ответ: «Мы вам мешаем, что ли? Мы же не трогаем вашего ребёнка». Это модель поведения и самих родителей: с гаишниками они правы, с продавцами – правы, с врачами – тоже правы.

«Догоню и изнасилую»

– Когда писать заявление, что ребёнка в школе обижают? А если выяснится, что мой сын первым врезал, устав терпеть оскорбления? Что тогда? Мой крайним останется?

– Совсем необязательно. Нужно добиваться объективного и всестороннего расследования. Доказать, что вашего сына спровоцировали, можно! Несколько лет назад у меня была ситуация в одной из кемеровских школ. В классе учился мальчик, который постоянно обижал девочку. Она полная. Он её дразнил, колол циркулем. В один прекрасный момент так достал, что школьница его взяла и швырнула. Пацан улетел и разбил голову о шкаф. Родители написали на девочку заявление, мол, их мальчик хотел пошутить, а она чуть не убила его! Но на защиту девочки поднялся весь класс. Дети в один голос твердили, что «пострадавший» - отморозок и уже всех достал. «Восстали» и родители. Всё разрешилось благополучно. Вообще, думаю, что если вашего ребёнка травят в школе, нужно провести своё расследование. Наверняка есть ещё дети, которые терпят унижения. Объединитесь с их родителями и боритесь с этим злом вместе. Так будет проще. 

Но уверен, что начинать всегда нужно с администрации школы и полиции. С родителями хулиганов общайтесь только в присутствии директора или полицейского. И все беседы записывайте на диктофон. Родители обидчиков, как правило, защищают своё чадо до последнего. Особенно, если мама или папа занимают высокие должности… Тот же судья с пеной у рта будет доказывать, что его сын – святой человек. Кстати, по моей практике, такие «святые» дети очень плохо заканчивают именно от безнаказанности. Безнаказанность и вседозволенность в конечном счёте ведёт к тюрьме. Всегда.

– Как вы считаете, в чём корень зла? Кто виноват, что сегодня травля в школе стала повсеместной?

– Травля в школе и дичайшие преступления школьников стали появляться сейчас, когда воспитанию детей перестали уделять должное внимание. Школа говорит, пусть родители воспитывают. Родители заняты зарабатыванием денег и спрашивают: «А зачем нам тогда школа?» Круг замкнулся. Недавно стал свидетелем детской «игры»: мальчишка, класс второй, бежит за девчонкой и кричит: «Я тебя догоню и изнасилую»… Наверняка он не понимает, что говорит, но сам факт таких игр возмущает.

Конечно, учителя сегодня загружены. В школах Рудничного района и Лесной Поляны в прошлом году в первый класс набор был 300-350 человек! Нагрузка на учителей колоссальная. Но помимо этого отношение к детям с их стороны поменялось: «Не понял тему - нанимай репетитора»… По сути, школа и от обучения абстрагировалась.

Ещё одна беда: школы стали закрытыми. Если в 90-е я мог в любой момент прийти и посмотреть, как дела у моей старшей дочери, то сегодня меня туда не пустят. Осенью младшая дочь пойдёт в первый класс, и мне по-настоящему страшно! Ведь хочется попасть к преподавателю грамотному и лояльному к детям. У родителей же есть право выбора! Но это право реализовать невероятно трудно. Я понял, что в школах нашего города практика предварительного личного общения потенциальных педагогов с родителями будущих первоклассников, мягко говоря, не приветствуется. Отправляя ребёнка в школу на одиннадцать лет, родители чаще всего не представляют себе, кто их детей будет учить. Разговаривал с родителями школьников. Выяснилось, что и классные руководители на контакт идут неохотно. Т. к. в школу не пускают, их приходится «вылавливать» на входе или выходе. Я, разумеется, понимаю, сколько проблем у руководства и преподавательского состава современной школы. Но  считаю, что именно сотрудничество родителей и педагогов, их работа в одном направлении может дать положительные результаты. И закрытость школ только мешает этому.

Есть вопросы и к организации охраны в школах. Парадокс: родителей в школу не пускает бабушка-вахтёр, а ребёнок с ножом или топором войдёт запросто! Более того, в школу легко проникнет и любой взрослый злоумышленник, поскольку, кроме кнопки тревожного вызова вневедомственной охраны, вахтёр противопоставить ничего не сможет. Считаю, что наших детей должны охранять подготовленные охранники. Но, после того как власти прекратили финансирование школ на содержание ЧОПов, нанимать их перестали. Может быть, лучше тогда родителям взять это в свои руки? Профессиональный охранник обладает навыками рукопашного боя и умеет пользоваться спецсредствами. Он может и топор отобрать, и нож. Понятно, что проверять рюкзак каждого невозможно, но можно поставить металлоискатель! Его же можно настроить на определённый объём металла, тогда на ключи он реагировать не будет, а на нож или пистолет сработает. В администрациях такая система установлена. А почему безопасность чиновников важнее безопасности детей?

Досье
Дмитрий Антонов родился в 1965 г. в Белове. Ветеран МВД. С 1985 по 2000 гг. служил в УВД, занимал должности оперуполномоченного уголовного розыска, заместителя начальника уголовного розыска, начальника уголовного розыска, начальника службы криминальной милиции. В 2000 году вышел в отставку с должности начальника Кировского РУВД.



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Старичок Боровичок[vkontakte]
    |
    21:47
    26.02.2018
    2
    +
    -
    Начну с конца статьи - об охране... От кого охраняется школа, кто мне внятно скажет? От террористов - никакая охрана не спасет! От хулиганов - и бабушки с полицейской кнопкой хватит! При СССР вообще технички с тряпками хулиганов гоняли - это к сравнению. Про систему воспитания... Современный учитель не имеет никаких рычагов воспитания!!! У него нет никаких прав по отношению к ребенку. И он загружен 1,5-2 ставками - ему не до воспитания. А родители прекрасно усвоили свои права и так же прекрасно забыли свои обязанности по воспитанию. Так что начинать надо не с охраны, не с требований к учителям. А вначале вернуть школе право требовать от школьника и его родителей соблюдения дисциплины; разгрузить учителей, чтобы классные руководители имели время следить и воспитывать; предусмотреть для школьников-нарушителей и их родителей административные и уголовные меры воздействия!
  2. Алексей
    |
    17:20
    03.03.2018
    1
    +
    -
    Такое ощущуние, что этот "Ветеран" в 90-х не работал. Какие второгодники? Инспектор ИДН в каждой школе? В спецшколу "за колючую проволоку"? Да был такой бардак, что вспомнить страшно. На Приморский р-н СПб на полсотни школ 6-7 инспекторов. заваленых работой по уши. а в спецшколу, только несубъектов. т.е. совершивших преступление. но недостигших возраста для наказания. И из этой спецшколы они убегали когда хотели.
Комментарии (3)
  1. Старичок Боровичок[vkontakte]
    |
    21:47
    26.02.2018
    2
    +
    -
    Начну с конца статьи - об охране... От кого охраняется школа, кто мне внятно скажет? От террористов - никакая охрана не спасет! От хулиганов - и бабушки с полицейской кнопкой хватит! При СССР вообще технички с тряпками хулиганов гоняли - это к сравнению. Про систему воспитания... Современный учитель не имеет никаких рычагов воспитания!!! У него нет никаких прав по отношению к ребенку. И он загружен 1,5-2 ставками - ему не до воспитания. А родители прекрасно усвоили свои права и так же прекрасно забыли свои обязанности по воспитанию. Так что начинать надо не с охраны, не с требований к учителям. А вначале вернуть школе право требовать от школьника и его родителей соблюдения дисциплины; разгрузить учителей, чтобы классные руководители имели время следить и воспитывать; предусмотреть для школьников-нарушителей и их родителей административные и уголовные меры воздействия!
  2. АннаМ
    |
    00:20
    27.02.2018
    1
    +
    -
    Нужна охрана на каждом этаже или во время перемены и в классах, и на пришкольной территории где дети устраивают разборки по примеру 90-х.. кто за это будет платить? Родители и тех поборов в школе, которые уже давно практикуются, еле выживают. социальное расслоение между детьми и малообеспеченные и бесправные учителя остаются полностью беззащитны перед обеспеченными и наглыми родителями (нетрудовые доходы и отсутствие контроля за спекулянтами-бизнесменами развязало руки подлым и наглым). Некому защищать и полиция не защитит: травля может только усилиться и стать невыносимой для ребенка. Психологи только "сопли жуют" и не могут ничего сделать с теми, кому "законы не указ".. Куда деваться тем, кто оказался волею судьбы под давлением и травлей одноклассников? Драться надо уметь и не все могут психологически ударить обидчика.. Сила духа у ребенка ещё очень слаба и пример "Чучела" скорее исключение и то, дедушка увез внучку подальше от той школы.. В СССР был полезный в этом коллективизм и родителей на работе могли пристыдить и наказать за невоспитанное чадо. А теперь кто может повлиять? Никому не надо и никто не поможет. Сами справиться могут не все и поэтому прячутся в интернете - там помогут: "киты", "друзья-вербовщики", мошенники, гадалки и т.д.
  3. Алексей
    |
    17:20
    03.03.2018
    1
    +
    -
    Такое ощущуние, что этот "Ветеран" в 90-х не работал. Какие второгодники? Инспектор ИДН в каждой школе? В спецшколу "за колючую проволоку"? Да был такой бардак, что вспомнить страшно. На Приморский р-н СПб на полсотни школ 6-7 инспекторов. заваленых работой по уши. а в спецшколу, только несубъектов. т.е. совершивших преступление. но недостигших возраста для наказания. И из этой спецшколы они убегали когда хотели.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество