aif.ru counter
371

Плохая «норма». Как спасти ребёнка от травли?

Корреспондент «АиФ-Кузбасс» выяснил, кто учит детей плохому, и кто обычно становится жертвой жестокости со стороны подростков.

Самому доброму детей должны научить внимание взрослых и хорошие книги.
Самому доброму детей должны научить внимание взрослых и хорошие книги. © / Shutterstock.com

«В советской школе травля была скорее из ряда вон выходящим событием, а сегодня практически закономерность. Одна из причин – кардинальное изменение организации учебного процесса в школе. Сейчас почему-то учителя считают, что их основная задача – «зарядить» ребёнка знаниями, а воспитанием пусть занимается семья», – говорит психолог Ольга Рублёва, рассуждая о том, как можно оградить человека от бед, которые многих преследуют с самого детства.

Всегда видно, кого травят

Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: – Ольга Петровна, в прошлом году в кузбасском детском лагере старшие мальчики издевались над младшим. Они били его мокрыми полотенцами и пинали. Сегодня, когда тысячи детей вновь разъезжаются по лагерям, их родителям было бы полезно знать, как не допустить повторения такого сценария.

Ольга Рублёва: – У нас почему-то боятся называть вещи своими именами, а травля всегда останется травлей. Вопрос в том, где в такие моменты находятся воспитатели и вожатые? Если взрослые не умеют организовать и структурировать группу, которая сформировалась в лагере, то инициативу быстро перехватывают так называемые неформальные лидеры.

В любом коллективе образуются микрогруппы, которые могут взаимодействовать между собой по-разному. А то, как это происходит – унижают ли одни других или общаются на равных – во многом зависит от взрослых. Из опыта работы на телефоне доверия могу сказать, что травля в детском коллективе – явление распространённое. Наиболее остро дела обстоят в школе, хотя учителя чаще всего предпочитают этого не замечать.

Если классный руководитель не сумел организовать класс, то этим займётся всё тот же неформальный лидер, который «подомнёт» под себя всех, кто слабее морально и физически. Тот, кто не подчинится ему или по каким-то причинам не понравится, будет записан в изгои. Если лидер жестокий, то выбранные изгои просто не смогут вырваться из-под давления группы. Нужно сказать, что обычно не все в классе разделяют идеологию лидера, но не идут вразрез, потому что боятся оказаться на месте изгоя.

Учитель просто обязан забить тревогу, если обнаружит, что в классе может появиться или уже появился изгой, и подключить к решению проблемы психологов. Если учитель вовремя не увидел травли, то возникает большое сомнение в том, насколько он вообще профессионально пригоден. Сегодня школа почему-то сделала установку только на обучение детей, а воспитанием практически не занимается. Принято считать, что воспитывать должна семья.

– Это не так? Учителя часто ругаются, когда им говорят о воспитании… Мол, а родители на что?

– Роль семьи огромна, и её никто не отрицает. Однако большую часть дня ребёнок проводит всё-таки в школе. И я никогда не поверю, что учитель, с душой относящийся к своему делу, может не заметить, что кого-то в классе записали в изгои. Разве незаметно, что кому-то одному все подряд дают подзатыльники? Или у одного и того же ребёнка постоянно прячут тетради? Или над кем постоянно смеются? Кстати, часто учителя почему-то встают на позицию того, кто обижает, а не того, кого обижают. Не всегда понятно, по каким принципам класс отвергает ребёнка.

Однажды нам позвонила 14-летняя девочка. В классе все относились к ней достаточно нейтрально, но вот однажды она сделала новую причёску, которая не понравилась одному из неформальных лидеров. Сначала её высмеяли лидер и его приближённые, а затем и весь класс. После этого смеяться стали каждый день по поводу и без повода. Звонившая девочка была в полном отчаянии, говорила о суициде. Причём у неё уже была серьёзная продуманность намерений. Девочка пыталась поговорить с мамой, но мама обесценила её страдания одной фразой, что из-за этого не стоит вообще переживать. Учителя проблемы не замечали или не хотели замечать.

Фото: АиФ/ Анна Жураковская

– И что девочке посоветовали? Как вообще спасти своего ребёнка от травли?

– Когда мы не можем изменить ситуацию, нужно попробовать изменить отношение к ней. В этом направлении консультант и работал с девочкой. Решили, что если конфликт начался из-за изменения её внешности, то можно попробовать сделать это ещё более кардинально: сделать супермодную стрижку, против которой никто не сможет «устоять». Она действительно подстриглась. Видимо, причёска была действительно красивая и ей очень шла, потому что несколько девочек чуть позже подстриглись так же. С этого момента произошёл перелом. Конечно, её не приняли в группы, но хотя бы перестали высмеивать.
Невозможно дать универсальный совет, как спастись от травли.

Даже перевод в другую школу не всегда может помочь. Ребёнок неосознанно переносит в новый коллектив стерео­типы поведения, которые, с его точки зрения, могут снизить градус травли. Он держится особняком от других, вздрагивает при малозначимых репликах, направленных даже не в его адрес. Если на момент адаптации этого не увидит новый класс, то, возможно, адаптация пройдёт успешно. А если найдётся кто-то из новых одноклассников, кто обратит внимание на его напряжение и начнёт смеяться, то ребёнку вновь придётся привыкать к роли отвергнутого.

Вот поэтому с ребёнком должен поработать психолог на изменение его поведения. Кстати, «преследователями» не всегда становятся дети из неблагополучных семей. Часто бывает как раз наоборот. И если мальчики опираются на физическую силу, то девочки объявляют настоящую психологическую войну: сплетничают, распространяют слухи. Физическое унижение, как бы больно ни было, пережить легче, чем моральное. Когда человек раздавлен морально, ему сложнее восстановиться.

Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Как защититься?

– И всё-таки какими психологическими приёмами нужно запастись, отправляя своего ребёнка в детский лагерь?

– К сожалению, нет каких-то типовых приёмов. Ведь мы никогда не знаем, по какому принципу будет разделён спонтанно созданный коллектив. Важно знать и учитывать личностные особенности своего ребёнка. Если он общительный, то, как правило, достаточно легко сможет адаптироваться. А если замкнутый и имеет очень узкий круг общения, то ему будет гораздо сложнее. Бывает, что нам звонят мамы, обеспокоенные тем, что их дети вообще не имеют живого общения. Одна из причин – привязанность к Интернету. Родители отправляют детей в лагерь в надежде, что они приобретут там навыки живого общения с окружающими, но на деле ребёнок может увидеть отрицательную сторону человеческих отношений.

К сожалению, учителя часто говорят родителям, что, если одни 12-летние мальчики тюкают другого, это нормально. До тех пор, пока учитель не назовёт вещи своими именами, ситуация не изменится. Если классный руководитель этого не понимает, идите к завучу, к директору. Многие родители боятся, что потом ребёнку «ещё хуже будет». А сейчас ему хорошо? Он одинок, чувствует свою ненужность, загнан в угол. Он уже сейчас боится проявлять какую-то свою инициативу, потому что в результате нарвётся на агрессию, непонимание или насмешки. Если вы не предпримете никаких шагов, то ситуация будет только усугубляться. Последствия травли всё равно будут.

Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Кто учит плохому?

– В прошлом году в Киселёвске школьник бросался камнями в прохожего, который в ответ его несколько раз ударил. Два года назад 13 и 14-летние мальчики в Топках забили до смерти старушку. Почему это происходит?

– Ответственность за формирование личности ребёнка лежит, прежде всего, на родителях. Нужно опасаться крайностей: полного попустительства или гиперопеки, от которой ребёнок задыхается. Если мама готова молиться на своё чадо и кидается на его защиту, даже когда он неправ, тогда не нужно удивляться, когда ребёнок в дальнейшем будет творить всё, что захочет. Безнаказанность всегда порождает распущенность. При этом, наказывая, необязательно ребёнка бить. Наказание – это ограничение ребёнка в значимых для него вещах. Если он поймёт, что за неблаговидным поступком наступают неприятные для него последствия, то постепенно у него вырабатывается механизм самоконтроля.

Так в процессе последовательных действий родители формируют внутренние моральные установки, которые характеризуют воспитанного человека, уважающего себя и окружающих его людей. Когда объявили перестройку, мы решили, что перестраивать нужно и семью. Однако вместо её укрепления начали делать всё, чтобы разрушить привычные семейные ценности. Посмотрите, сколько сегодня разводов! Женщины берут на себя больше, чем нужно, и в результате остаются одни или делают своих мужчин инфантильными. А дети всё копируют. И если нет между родителями уважения, то и ребёнок уважать никого не будет.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество