Два года назад, когда в одном из кузбасских загородных лагерей старшие мальчики били мокрыми полотенцами младшего, вокруг детского летнего отдыха разгорелся настоящий скандал. Сегодня, конечно, страсти утихли, но родители боятся, как бы ситуация не повторилась. О том, как защитить своего ребёнка от хулиганов, размышляет детский психолог Елена Титова.
Когда лучше остаться дома
Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Елена Викторовна, родителям вроде бы и хорошо: пристроили ребёнка в лагерь, за ним там присмотрят. С другой стороны, часто ребятишки слёзно просятся домой. Почему им некомфортно?
Елена Титова: Отправляя сына или дочь в загородный лагерь, вы вырываете ребёнка из привычной среды. Если из школы или детского сада он возвращается домой, может прилечь на родной диван рядом с мамой и выплеснуть негативные эмоции, то в лагере такой возможности нет. Здесь незнакомая обстановка, незнакомые дети, незнакомые взрослые.
Более того, в лагере существуют свои правила – так называемые режимные моменты. Одним детям потребуется пара дней, чтобы привыкнуть, другим – неделя. А есть ребятишки, которые категорически не могут жить не дома. Таких детей не стоит отправлять в лагерь. Лучше отдайте их в школьный лагерь дневного пребывания. Первая поездка ребёнка в лагерь не должна быть дальней, чтобы в любой момент вы могли навестить своё чадо. В советское время было проще.
Тогда большую часть путёвки оплачивал профсоюз, поэтому возвращение ребёнка домой было возможным. А вот сегодня, когда путёвка стоит достаточно дорого, взрослые могут воспринять проблемы ребёнка как капризы и негативно отреагировать. Хорошо, если первый раз в загородный лагерь ребёнок поедет с другом или во время отправления детей родители попробуют познакомить своего ребёнка с кем-нибудь. Взрослым проще подойти к детям и, например, сказать: «Привет! Я Сан Саныч, а это моя дочь Маша. А тебя как зовут?» Пара несложных вопросов-ответов, и тревога от встречи с незнакомыми людьми уменьшится.
– Как быть, если даже через неделю ребёнок продолжает плакать и проситься домой?
– Если вы видите, что ребёнку на самом деле плохо (он постоянно плачет, бледен, может, даже похудел), заберите его, не жалейте денег. Вообще, прежде чем отправить детей в загородный лагерь, ответьте на вопрос: зачем вы это делаете? Если потому, что за сыном или дочкой присмотреть некому, есть вероятность, что ребёнок будет чувствовать себя «чемоданом, который отправили в камеру хранения». С ребёнком нужно советоваться.
Детские ловушки и «мирилки»
– Травля может возникнуть как в лагере, так и в школе. Обычно страдают дети, которым тяжело приспособиться к новой среде. Масло в огонь подливают, кстати, сами родители. Нередко наблюдаю такую ситуацию, когда мамы звонят ребёнку каждые пять минут и спрашивают, всё ли у него хорошо. Одни дети отмахнутся, а другие воспримут как сигнал тревоги: если мама переживает, значит, здесь плохо.
К сожалению, у многих родителей позиция такая: обижают – промолчи и отойди. Не получится. Так сделать можно, когда ситуация эпизодическая. Но если ребёнка постоянно обзывают, унижают, бьют, то отвечать нужно, но социально приемлемыми способами. Покажите, как с помощью иронии и уверенных ответов можно постоять за себя.
Ведь прежде чем применить физическую силу, дети обычно обзываются, поэтому важно им ответить так, чтобы провокация не переросла в конфликт. Недавно я была свидетелем такой ситуации в школе. Один мальчик сказал другому: «Ты тупой?» На что получил насмешливый ответ: «Да, я такой!» После такого ответа конфликт дальше не развился.
В идеале у ребёнка должно быть несколько подобных вариантов реагирования на провокации, чтобы использовать их в разных ситуациях. Часто, когда травля случается в школе, мы работаем не только с обидчиком и жертвой, но и со всем классом, ведь не будут обижать мальчика или девочку, если вокруг неравнодушные люди. Одно дело, когда все вокруг молчат, а другое – когда окружающие заступаются за жертву.
– Папа выбрал правильную позицию, что поехал выяснять ситуацию. Если ваш ребёнок не прав, покажите результат этой неправоты и разработайте несколько вариантов примирения: «А я бы поступил так…», «Как хочешь поступить ты?» Если же обидели вашего ребёнка, то ни в коем случае не пытайтесь сами наказать обидчиков – тем самым уже нарушите закон вы! Обратитесь к педагогам или даже к администрации загородного лагеря. Помните, как хорошо работала «мирилка» в детском саду? Ребятишки брались за мизинцы и проговаривали смешной стишок.
Здесь был минимальный тактильный контакт, ритмичные покачивания – дети настраивались на одну волну. Когда ребятишки произносят слова, их хмурые лица расправляются. Для подростков, конечно, такой способ уже малоприемлем. Для них можно применить принципы медиации.
Например, дети могут составить и подписать договор, а педагог будет исподволь контролировать его выполнение и даже иногда напоминать: «Ребята, вы же слово дали!» Споры, ссоры, столкновения и драки между детьми возникают постоянно. В школе и во дворе чаще, чем в лагерях. И если конфликты разрастаются, без вмешательства взрослого не обойтись.
Если вы заметили, что вашего ребёнка не принимают в компанию, постарайтесь понять, узнать, что произошло, помогите сыну или дочери. Только не бегите во двор с криками: «Почему вы не играете с моей Машей?!» Это может только навредить. Лучше выйдите во двор и, например, поиграйте в мяч, бадминтон или научите детей забытым дворовым играм «в резиночку», «казаки-разбойники».
Постоянно наблюдаю, как во дворе папа регулярно выходит с мячом и играет с сыном и его друзьями в футбол. А на даче дедушка выкашивает траву на поляне и тоже играет с мальчишками в футбол. В итоге взрослые видят, что происходит с детьми, помогают им разрешать конфликты и вообще – учат жить.