Одним из приоритетных направлений деятельности ООО «ММК-УГОЛЬ» является инвестирование в развитие сотрудников компании. Задача понятна и стратегически обоснована – уже сегодня здесь готовят достойную смену управленцев, которые завтра станут у руля предприятий и подразделений.
Стокгольмская школа экономики
Тон задала легендарная Магнитка – уже несколько лет Магнитогорский металлургический комбинат сотрудничает со Стокгольмской школой экономики, которая более ста лет готовит специалистов самого высокого уровня. Яркое подтверждение этому – практически все руководители меткомбината прошли обучение, в том числе генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев. Теперь, традиционно, он присутствует на защите дипломных работ обучающихся. Кстати, если раньше здесь учились 2-3 человека в год, то сейчас это количество измеряется десятками человек.
В этом году курс Стокгольмской школы экономики прошли два сотрудника «ММК-УГОЛЬ»: заместитель начальника участка цеха сервиса и логистики Евгений Логунов и ведущий специалист по закупкам материалов УМТСиС Евгений Ляхов. Для того, чтобы стать слушателями, они выдержали серьезный отбор, доказав, что достойны быть в кадровом резерве компании.
Знания и навыки, которые они получили на корпоративной программе развития талантов «Новая смена», созданы Стокгольмской школой экономики специально для Магнитогорского металлургического комбината с учетом задач, стоящих перед менеджментом предприятия. Обучение происходило на базе учебного центра «Персонал» в Магнитогорске. В течение шести месяцев участники приезжали сюда, чтобы освоить необходимые навыки, а в конце курса подготовили свои проектные работы и представили их на суд компетентного жюри.
Программа развития талантов «Новая смена» в деле
Название курса говорит само за себя – он предназначен для молодых и перспективных сотрудников и руководителей, которые уже проявили свои способности в производственных и управленческих процессах. Евгений Ляхов подробно рассказал, как проходило обучение и какие навыки он сейчас применяет в своей работе.
Прежде чем начать обучение, участники написали эссе, в котором обозначили свои запросы на необходимые знания и какой результат они хотели получить от курса.
«Программа строилась на основе наших пожеланий и потребностей, - говорит Евгений Ляхов. – У каждого, кто пришел на обучающий модуль, были свои цели в получении определенных знаний. Я хотел улучшить свои лидерские качества, научиться более эффективно планировать работу, формировать команду и получить опыт публичных выступлений. Соответственно, мой курс был сформирован согласно этим задачам.
В качестве тренеров с нами работали как российские, так и иностранные преподаватели, в том числе из Америки и Италии. Многие, кстати, прекрасно говорили на русском языке, что делало восприятие информации значительно комфортнее. Часть преподавателей общались с нами непосредственно в аудиториях, часть – в режиме онлайн с помощью зум-конференций.
На первом же занятии с нами работал преподаватель публичных выступлений. Затем уже в течение всего курса были тренеры по планированию, организации эффективных команд, выработке лидерских качеств. Чем отличалась учеба от других тренингов и курсов, которые раньше я проходил? Тем, что теория мощно подкреплялась практикой. Благодаря такой системе обучения знания хорошо усваивались. Мы сразу же вместе с преподавателями разбирали все ситуации, удачные или неудачные применения теоретических знаний».
Уметь формировать команду – залог успеха
Большое внимание было уделено искусству коммуникаций. Участников курса, а их было 32, объединяли в команды по 3-5 человек, но их состав постоянно меняли. Таким образом, человек каждый раз попадал в новые коммуникативные условия. Тренеры специально создавали такие ситуации, чтобы участникам было порой даже неудобно и некомфортно, но в этом и крылся смысл – суметь сориентироваться и сплотить совсем незнакомых людей для выполнения поставленных задач. А задания были самыми разнообразными и из различных сфер деятельности.
Благодаря полученным знаниям молодым руководителям достаточно легко удавалось сплотить команду, грамотно делегировать полномочия и добиваться результатов.
В конце обучения участники также разделились по группам и выполняли итоговую дипломную работу.
«Тема, которая досталась нашей группе, называлась «Взаимосвязь персональной ответственности и количество претензий по качеству, поступающих от автомобильной промышленности», - рассказывает Евгений Ляхов. – Наверно, сразу возникает вопрос, почему мне дали тему, далекую от угольного производства, на котором я работаю. Во-первых, мы учились решать задачи, выходящие за пределы привычных компетенций. Во-вторых, Магнитка из нашего исследования хотела извлечь практическую пользу. Не секрет, что порой человеку со стороны проще увидеть проблему, чем погруженному в процесс. Например, люди годами ходят и нагибают голову, чтобы не удариться о низкую балку, а кто-то впервые приходит в цех, видит эту всем мешающую балку и задает простой вопрос: «А почему вы ее не уберете? Зачем она здесь?». И все – проблема решена. Это, конечно, совсем простой пример, но он отражает суть некоторых наблюдений и анализов.
А работу мы проделали большую - изучили реальные претензии за два года, которые поступали в один из цехов ММК, занимающийся листопрокатными процессами. В этом цехе внедрена программа персональной ответственности, которая отслеживает, насколько человек, занятый на контроле параметров прокатки, соблюдает все требования, - это напрямую влияет на дальнейшее качество работы. Мы проанализировали деятельность цеха, как нас учили на курсе, и сделали свои выводы, которые и отобразили в дипломной работе.
Возможно, мы не учли все нюансы, надо было еще включить такие факторы как качество сырья или используемых при выпуске инструментов и оборудования, но этим займутся специалисты, а наше исследование дало пищу для дальнейшей проработки и реального решения данной проблемы».
Курс завершен. Что дальше?
Интересный момент. Некоторые принципы и правила тот же Евгений Ляхов знал и раньше. Например, принцип Парето, который называют законом наименьшего усилия или правилом 20/80 (20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата). Но применять начал только после обучающего курса в Стокгольмской школе экономики.
Вечером – обязательно проводит небольшую аналитику: все ли удалось сделать, если нет, то понять, почему так получилось. Какие-то задачи – перенести на следующий день, а какие-то, возможно, успеть сделать даже в конце рабочего дня.
Как считает Евгений Ляхов, более эффективной его работу сделали такие полученные на курсе навыки как командообразование, умение сплотить коллег. Сейчас в «ММК-УГОЛЬ» внедряется новая информационная программа, пока идет ее «обкатка», доработка, для этого с подразделений собирают пожелания и предложения. Евгений с коллегами обсуждают, что они хотели бы видеть от нового корпоративного продукта, свое видение доносят до разработчиков. Такой подход делает работу эффективней, а коллектив – сплоченней и еще более нацеленным на результат.
Технологичное производство нуждается в управленцах высокого уровня
ООО «ММК-УГОЛЬ» всегда отличалось передовым подходом к ведению бизнеса. Кадровый вопрос – это залог реализации перспективной стратегии компании, которая развивается, модернизирует свои производства. За последние несколько лет в производство были вложены миллиардные инвестиции.
Поэтому в ООО «ММК-УГОЛЬ» уверены, что современные руководители промышленного предприятия должны владеть общемировым инструментарием менеджмента, хорошо ориентироваться в актуальных тенденциях и трендах. Обучение в Стокгольмской школе экономики направлено на профессиональный рост молодых целеустремленных специалистов, что, в свою очередь является залогом уверенного движения компании вперед, к новым горизонтам и высотам.