Для всех нас уголь — источник тепла. Александр Рязанцев из Междуреченска Кемеровской области нашёл в нём источник вдохновения.
Как необычное увлечение превратилось в уникальное ремесло? Какие секреты хранит «чёрное золото» и как уголь «разговаривает» с мастером? Об этом у kuzbass.aif.ru.
Сначала была каска
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Александр, с чего вы начали свой путь в этом направлении?
Александр Рязанцев: Я из шахтёрской семьи, уголь всегда был частью моего окружения. Впервые я увидел его на разрезе, когда был на практике. И заметил, как он переливается на солнце, у него есть своя фактура, блеск. Однажды посмотрел по телевизору репортаж об Игоре Суворове — мастере, который создавал удивительные вещи из угля. Это меня впечатлило.
На тот момент я уже работал шахтёром, добывал уголь, и мне было сложно представить, что из такого материала можно создавать настоящую красоту. Но эта идея засела у меня в голове. Я попробовал, у меня неплохо получилось, и решил развивать это направление.
Учился методом проб и ошибок. Конечно, не всё получалось сразу. Уголь совершенно не хотел держать форму, не поддавался резке, гравировке. Года два ушло на эксперименты по выбору состава и способа пропитки угля. Параллельно я переделывал фрезерный станок под свои задачи. Оказалось, что, несмотря на все возможности этой машины, чтобы работать с углём, его нужно чувствовать.
Сначала вообще ничего не получалось — всё уходило в брак. После долгих лет экспериментов я стал понимать свойства угля: где можно нажать, где нельзя. И только сейчас выходит то, чего хотел.
Моим первым изделием была маленькая шахтёрская каска — символ родного города. Она до сих пор хранится у меня как напоминание о начале пути.
— Когда вы говорите людям, что работаете с углём, какую реакцию видите чаще — удивление, непонимание или восторг?
— Чаще всего удивление, иногда лёгкое недоумение. Когда я говорю, что делаю из него сувениры и скульптуры, многие переспрашивают: «Из настоящего угля?» Но когда показываю фотографии работ или приношу что-то на выставку, реакция меняется на восторг. Люди не ожидают, что из такого материала можно сделать что-то красивое и изящное. Они привыкли воспринимать уголь как что-то сугубо утилитарное, связанное с топкой, грязью, шахтами. Я же стараюсь показывать его с другой стороны — как материал с богатой текстурой, глубиной цвета, блеском.
После обработки и полировки он становится похож на чёрный мрамор. На выставках я даю людям подержать изделия в руках, чтобы они почувствовали: это не просто кусок топлива, а настоящее «чёрное золото». Постепенно отношение меняется, люди начинают видеть в угле красоту.
От игрушек до скульптур
— Расскажите о процессе — как выбираете уголь? Какой самый необычный заказ вы получали?
— Каждый кусок угля уникален. Я выбираю материал по структуре, плотности, наличию красивых прожилок. Часто идея изделия рождается, когда держишь в руках необычный фрагмент. Использую инструменты разные, многие пришлось доработать — уголь требует более деликатного подхода, острых и прочных лезвий.
Некоторые приспособления делал сам, чтобы работать с мелкими деталями. Уголь может неожиданно треснуть или рассыпаться. В такие моменты главное — не расстраиваться, а попробовать переосмыслить изделие. Иногда из-за трещины рождается новая форма, иной замысел. Это учит гибкости и терпению.
Самый необычный заказ — семейный портрет в миниатюре. Было сложно, но интересно. Иногда просят сделать что-то очень тонкое, например, ажурные украшения, но я объясняю, что уголь не выдержит такой нагрузки. Всегда стараюсь найти компромисс между желанием клиента и возможностями материала. Чаще всего заказывают шахтёрские символы, фигурки животных, памятные медали. Перед профессиональными праздниками, например, Днём шахтёра, заказов становится больше. К Новому году просят сделать ёлочные игрушки или сувениры с символикой года.
— Где берёте уголь для работы? Есть ли разница между углём из разных месторождений?
— Уголь беру на местных разрезах, иногда привозят друзья из других регионов. Разница есть — по плотности, цвету, структуре. Для хранения использую специальные ящики с мягкой подкладкой, чтобы изделия не повредились. При транспортировке тщательно упаковываю, чтобы избежать сколов.
В среднем на создание одного сувенира уходит от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от сложности. Самое трудное — работа с мелкими деталями, важно не повредить изделие. Иногда приходится начинать заново, если материал не выдержал.
— Где и как находите своих клиентов?
— В основном через выставки, ярмарки, социальные сети. Сарафанное радио работает отлично — многие приходят по рекомендации друзей или коллег, которым я уже делал изделия.
В будущем хочу проводить мастер-классы для молодёжи, чтобы передавать опыт. Думаю попробовать сочетать уголь с другими материалами — деревом, металлом. Есть идеи по созданию больших скульптур для городских пространств.
В память о людях и времени
— Что отвечаете детям, которые спрашивают, зачем делать сувениры из угля? Какой совет дали бы людям, которые хотят найти своё необычное призвание?
— Я говорю, что уголь — это не только топливо, но и часть нашей культуры, истории. Из него можно сделать что-то красивое, что будет напоминать о наших корнях и о том, что даже в самом простом материале можно найти вдохновение. А людям, которые хотят найти своё призвание, я бы сказал: «Не бойтесь пробовать новое, даже если кажется, что это никому не нужно. Главное — делать с душой и не сдаваться после первых неудач. Иногда необычное становится самым ценным».
— Представьте, что через 50 лет кто-то найдёт ваше изделие из угля. Какую историю оно должно рассказать о нашем времени?
— Я бы хотел, чтобы оно рассказало о людях, которые умели видеть красоту в простых вещах, ценили труд и не боялись экспериментировать. Пусть это будет напоминанием о том, что даже в непростое время можно создавать что-то светлое и вечное.
— Уголь — это продукт миллионов лет. Какие мысли посещают вас, когда работаете с таким древним материалом?
— Каждый раз, когда беру в руки кусок угля, думаю о том, что держу в них частичку древней истории Земли. Это материал, который формировался миллионы лет, и теперь я могу дать ему новую жизнь. В этом есть глубокий символизм — превращать то, что было топливом, в искусство, в память о людях и времени. Я стал терпеливее, внимательнее к деталям, научился ценить труд и время. Работа с углём учит смирению и уважению к природе, истории.




Начала с 11 яблонь. Как сибирячка создаёт аллею памяти погибшего на СВО мужа
«Будущее — сложный вопрос». Откровения мамы ребёнка с ДЦП из Сибири
Память была, есть и остаётся. Как экс-губернатора Тулеева вспоминают коллеги
Сало на завтрак. Что едят металлурги, чтобы выдержать смену у печи
Династия в кедах. Как кемеровчане 60 лет ставят рекорды и растят чемпионов