Изящная, хрупкая, в классическом фраке, с копной непослушных волос на голове - под управлением этого дирижёра уже два года зрителей радует оркестр Музыкального театра Кузбасса. О музыке, «нафталиновых» операх, спорте и будущем театрального искусства корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с главным дирижёром и музыкальным руководителем Музыкального театра Кузбасса Татьяной Терещенко.
Всё началось с Бетховена
Татьяна Аряшкина, kuzbass.aif.ru: Татьяна, как вы пришли к тому, чтобы не играть, а руководить музыкой?
Татьяна Терещенко: В моей семье (а мой отец - профессор университета), очень любили музыку, часто слушали пластинки с классическими произведениями. Это были Фуртвенглер, Караян, Светланов. В детстве, ещё до школы, я захотела стать дирижёром, вставала перед зеркалом с палочкой и показывала несуществующему оркестру, как надо играть.
Пошла в музыкальную школу по классу фортепиано, но всегда тянуло к оркестровому исполнительству. В нашем крае часто можно было услышать военный оркестр - звуки марша меня завораживали. Мощь медных, разнообразие и красота тембров деревянных духовых инструментов, блеск ударных до сих пор мне нравятся больше всего. Ну а когда послушаешь Бетховена…
Всё началось с симфоний и увертюр Бетховена. Его музыка - конфликт, глубокая философия. Иногда призыв к действию - и это действие на меня было оказано. В 15 лет я создала свой первый коллектив - эстрадно-духовой оркестр и хор. А ещё во время учебы в музыкальном училище по классу фортепиано я параллельно окончила физико-математический факультет университета. Получается, у меня математический склад ума, мне нравится решать задачи, запоминать формулы, физику любила. Это тоже помогает в работе дирижёра. Наверное, у меня синдром отличника. Всё стараюсь делать хорошо (смеется - Ред.).
Когда я слышу музыку, сразу дифференцирую её, то есть слышу партитуру: отдельные партии, тембры инструментов, структуру (мотив, фраза, предложение). Это как из цифр складываются числа, потом уравнения, все чётко и понятно.
После училища была Казанская консерватория, специальность «оперно-симфоническое дирижирование». Я поступила туда осознанно, моим педагогом был выдающийся советский дирижёр - дирижёр Большого театра, профессор, академик Международной академии музыки Ф. Ш. Мансуров. Это уникальный человек, знавший более 10 иностранных языков, мастер спорта по альпинизму, к тому же окончивший математический факультет университета.
Актёр + певец = творчество
- Вы работали дирижёром тихоокеанского симфонического оркестра во Владивостоке, подготовили множество концертных программ. Как повернулись к музыкальному театру?
- Действительно, я исполняла музыку многих композиторов. Мои любимые авторы - Бетховен, Шостакович, Онеггер, Прокофьев, Щедрин. Но потом меня заинтересовал музыкальный театр - здесь солисты не просто певцы-вокалисты, а ещё и актёры. Современный музыкальный театр - опера, классическая оперетта, музыкальный спектакль и мюзикл. Главное здесь - музыка. Спектакль в музыкальном театре создают в тандеме композитор и либреттист. Главенство музыки наиболее ярко можно увидеть в опере.
Но в нынешнее время в любом из жанров музыкального спектакля чаще всего главенствует режиссура.
Сегодня часто можно увидеть классические (в основном оперные) спектакли, действие которых перенесено из одной эпохи в другую, осовременено: музыкальный материал, написанный композитором, сохраняется, а режиссёр фантазирует с сюжетом, декорациями, костюмами. Герои опер перенесены в нашу эпоху, герцоги становятся таксистами, короли - бизнесменами, поют Моцарта в костюмах «Звёздных войн», и такое переодевание порой совсем нелогично.
Конечно, умные, талантливые режиссёры чувствуют грань, работают тонко, грамотно. И в таком случае осовремененная режиссура, где используются сегодняшние жесты, мимика, художественное оформление сцены, свет, компьютерная графика, привлекает и актёров, и зрителя.
С другой стороны, исполнять, например, классическую оперетту как 40-50 лет назад, в тех же декорациях и мизансценах не хотелось бы - вряд ли такой спектакль найдёт свою публику. Подобный материал мы и называем «нафталином».
Я смотрела в Санкт-Петербурге «Травиату» в постановке известного в России и за рубежом талантливого режиссёра Юрия Александрова. Он точно нашёл грань между вечной музыкой и современностью. И все - солисты, хор, оркестр, художественное оформление работают на действо. Для этого нужна сплочённая команда, и примером, на мой взгляд, является команда театра под руководством Александрова.
- Знаю, что вы ещё дирижировали в Карагандинском академическом театре музыкальной комедии. Есть разница в уровне исполнительского мастерства среди оркестров? Похожа ли публика в разных регионах, каков её культурный уровень?
- Конечно, публика отличается. В больших городах она одна, в городах поменьше - другая, в Санкт-Петербурге своя, в Кемерове своя. В разных оркестрах разная школа подготовки музыкантов. Это нормально, естественно.
Два года я работаю в Кузбассе, за это время мы в театре подготовили четыре премьерных спектакля, и аншлаги на них говорят сами за себя. Это не считая больших концертных программ.
Сейчас популярен жанр мюзикла. Это действительно захватывающее зрелище! В репертуаре кузбасского театра есть несколько спектаклей известного композитора, продюсера и постановщика мюзиклов в России Кима Брейтбурга. Мюзиклы «Дубровский», «Рок» и другие являются топовыми спектаклями нашего театра.
Недавно мы поставили два мюзикла питерского композитора Владимира Баскина. Уверенно могу сказать, что мюзиклы больше любимы нашими артистами. А вот в подготовленном совсем недавно концерте «Леди Оперетта», куда вошли отрывки из знаменитых и всеми любимых оперетт, были задействованы артисты театра, которые нечасто выступают в современных мюзиклах. О классике мы не должны забывать.
Спорт похож на музыку
- Вы согласны с тем, что сегодня редко появляются новые симфонические произведения? Если появляются, о них узнают в узком кругу. Список опер, оперетт, написанных в ХVIII-ХХ веках, ограничен. Получается, всю жизнь музыкантам играть классику прошлых столетий?
- Как я уже говорила, всё дело в подаче материала. У меня, кстати, появилась мысль самой заняться режиссурой, уже был опыт самостоятельной постановки спектакля в качестве режиссёра. Я многому учусь у наших актёров, режиссёров, которые приезжают в Кемерово ставить премьерные спектакли. Это прежде всего касается пластического решения тех или иных мизансцен, драматургии, речевых диалогов. Учусь у хореографов: танец для меня пока нечто неизведанное. Театр меня захватил полностью, и я счастлива творить в таком синтетическом виде искусства, как музыкальный театр.
- Как вы отдыхаете, как проводите свободное время?
- Обычно в тишине, мне музыки хватает на работе. Бывает, на ледовой арене, когда приезжаю домой. Или на «Зенит-арене». Нравится смотреть хоккей, футбол, фигурное катание. Чаще, конечно, по телевизору, дома с родными.
Я вообще люблю смотреть спорт - выступления музыкантов похожи на соревнования спортсменов: та же сиюминутность.
Вот музыкант играет, и так, как в этот момент, он уже не исполнит пьесу. Потом может быть лучше или хуже, но не так, как сейчас. И спортсмен - выходит на лёд, делает прыжок, и второй попытки перед зрителями или судьями у него уже не будет.