«Мы уже не верим власти, потому что она вместо того, чтобы решать проблемы людей, начинает отмахиваться от нас, как от назойливых мух», - говорит руководитель рабочей группы «Общество и власть» Кемеровского отделения Общероссийского народного фронта Андрей Алехин. Как можно решить проблему, разбиралась корреспондент «АиФ – Кузбасс».
Выгоднее собирать штрафы
Анна Городкова, «АиФ – Кузбасс»: Андрей Юрьевич, расскажите, как и почему вы сами стали общественником? Какая тема затронула вас за живое?
Андрей Алехин |
Андрей Алехин: Мне сложно выделить особенно больную тему. У всех тем одна причина - времена изменились вместе с управленческим аппаратом. Однажды ко мне пришёл человек со своим запатентованным изобретением – новым видом соединения рельсов. Но от разработки все поголовно отказывались – железнодорожники и чиновники, ссылаясь на то, что, как только в Европе соединением станут пользоваться, начнут и они в России. Меня возмутила эта ориентация на Запад и «глухой телефон».
После перестройки, когда мы начали строить новую структуру государства, мы потеряли очень многие навыки и наработки управления аппаратом, общения с людьми. Чиновничий аппарат в большинстве своём сильно изменился и потерял свою суть: теперь люди работают для аппарата, а не аппарат для людей. Но ведь люди чиновников выбирают, платят им зарплату!
Я жил в советском времени и живу в сегодняшнем времени, мне есть с чем сравнить. Административная система в СССР была лучше, хоть и загнивала – партия считала себя самым главным элементом.
Старое нужно было просто поменять, а мы всё разрушили и отказались от прежних методов работы. Но прежние методы, которые сейчас, кстати, переняли иностранцы, воспитывали в людях патриотизм. В школу зайдёшь - на стене тебя встречает надпись: «Пионер – всем ребятам пример». А сейчас кто и какой пример подаёт? Считаю, что основные принципы нужно возвращать: любовь к стране, родителям, уважение старших, доверие друг к другу. Не было культивирования потребительского отношения. В нас также постепенно разрушили понятие общественного, «насадив» на нас частное. Какие мы собственники? Если прийти к жителям многоквартирного дома и спросить, какое от них будет софинансирование по программе ремонта, ответ будет такой: «А почему мы должны что-то платить?» Люди не хотят быть собственниками и ухаживать за тем, что им досталось.- Что тогда волнует кузбассовцев? На что они чаще всего жалуются по вашей теме?
- Больше всего людей волнует коммуналка. Из всех обращений, поступивших почти за год в исполком ОНФ, 40% занимают именно вопросы по ЖКХ, УК, ТСЖ, капремонту, дворам, дорогам, благоустройству.
За последние 30 лет многое изменилось. Если сейчас пойдёшь жаловаться, нарушителю дадут штраф, но ничего не сделают, чтобы в будущем проблемы не повторилось. Понятие профилактики у нас исчезло. Всем надзорным органам выгодно собирать деньги и отчитываться о наказаниях.
Бег с препятствиями
- Когда жильцы следят, насколько жарко топят в их домах, а горожане – качественно ли отремонтировали дороги – это и есть общественный контроль?
- Это, безусловно, он, но не хотелось бы, чтобы люди воспринимали общественный контроль как написание жалоб. Нам не должно быть безразлично, в каких условиях мы живём. Когда мы идём в магазин и отдаём деньги за товар, то обязательно смотрим, за что заплатили. Общественный контроль – это ещё и раздумья, почему мы живём плохо и что делать, чтобы жить хорошо. Если отработать систему этого контроля, управляющая компания, например, уже не будет хулиганить.
- Как это сделать? Многие думают, что повлиять на политиков и чиновников почти невозможно. Если выборы – то обязательно всё уже выбрали за нас. Если снег на улицах города не убирают, то толку нет трезвонить во все инстанции - уже проходили.
- Установка «ничего изменить нельзя» - предательская и порочная. Всё можно изменить. Конечно, не в одночасье. Вспомните, когда мы начинаем бегать, в первый день задыхаемся, а потом лёгкие начинают работать лучше, и наша выдержка день за днём увеличивается. Так же и с общественным контролем.
Приведу пример человеческой ответственности и налаженной системы в Новокузнецке по ул. Черноморской, 2, где организовано ТСЖ. Председатель товарищества – женщина, живущая в этом доме. Когда им начали ремонтировать двор по их смете (смета была не очень грамотная, люди хотели сэкономить), жители увидели, что дорога получается плохо.
Но не везде есть такие председатели ТСЖ. Обычному человеку нельзя общаться с чиновниками устно, только письменно и с требованием регистрации обращения. Сегодня множество социальных сетей, сайтов и электронных приёмных, куда тоже можно «постучаться». Я лично восемь лет назад писал жалобу по личным имущественным отношениям в приёмную президента, и мою проблему решили. Особенно ревностно чиновники относятся к жалобам перед выборами и открытыми конференциями.
Рецепт простой
- В каких сферах общественный контроль особенно нужен? В каких территориях? Можно ли сказать, что на селе проследить за работой чиновника или госслужащего проще, чем в городе?
- В Кузбассе проблемы в медицинской сфере (лекарства якобы закупают, а в больницах их нет) и социальной (питание в детских садах и школах). Нужно следить и за тем, чтобы у полиции, МЧС, «скорых» была возможность помочь человеку, чтобы для этого были все необходимые ресурсы.
Чиновники в сёлах не ближе к людям. Наиболее грустная ситуация, считаю, в Прокопьевске, где власти работают против людей. Прокопчане неоднократно обращались во все инстанции, потому что у них в домах не было воды. Им долго решали вопрос с прокладкой труб, финансированием работ. Когда люди пожаловались в Народный фронт, одну жительницу вызвали в администрацию на ковёр, чтобы отчитать: «Что это вы жалуетесь?» Ей никак не помогли, а отругали. Мы долго не могли понять, как такое возможно.
Считаю, что мы потеряли профессионалов. Отсюда у нас нет воды в квартирах, порывы теплотрасс, плохие дворы и дороги. Из-за повсеместного сокращения затрат и оптимизации люди не идут работать в рабочие профессии, не повышают свою квалификацию и не стремятся развиваться. Зачем? За 10-15 тысяч?
- Мы ходим на приёмы к чиновникам, правоохранителям, звоним им на «горячие линии», а потом узнаём, что им предъявляют серьёзные обвинения и отправляют за решётку. Кому тогда верить-то?
- Верить, наверное, не нужно никому. Нужно правильно себя поставить. При общении с чиновником, с одной стороны, каждый должен дать понять, что он далеко не дурак, а с другой – дать возможность тебе же помочь и проявить себя. Давить на жалость или качать права смысла нет – сделают ещё хуже.
Чиновников не перевоспитать - только вырастить новых, любящих страну. Ничего больше не сделать. Нет никаких других правил. Если человек любит свою родину и своих родителей, он не будет гадить другим. По моим подсчётам, должно пройти полтора-два поколения управленцев, чтобы у нас было всё хорошо.