Динозавры прославили кузбасское село Шестаково на весь научный мир, но для туриста поездка туда до сих пор может стать сложным испытанием, как в какую-нибудь необитаемую пустыню. / Ольга Лебединская / Кузбасс туристический
Блогер, автор проекта «Кузбасс туристический» Ольга Лебединская объездила всю область. Развитие внутреннего туризма для неё – это личные траты на бензин и неприкрытое восхищение чудесами Кузбасса, которых в области, по её мнению, полно. Специально для читателей «АиФ-Кузбасс» она составила свой рейтинг кузбасских туристических достопримечательностей и рассказала, чего ей не хватило как туристу.
В 2016-м, когда был создан северо-восточный туркластер области, Аман Тулеев, занимавший пост губернатора, поручил строительство новых зданий в Мариинске вести в стиле уездного сибирского городка конца XIX– начала XX века.
Пришедший ему на смену губернатор Сергей Цивилёв обратил взгляд на другое направление кластера – Шестаково и на встрече с академиками института угля и углехимии РАН предложил открыть там международный палеонтологический комплекс.
Шерегеш же был и остаётся вне конкуренции, когда речь заходит о развитии туризма в Кемеровской области. Это направление № 1.
Мой вклад в развитие внутреннего туризма строится на том, чтобы путешествовать самостоятельно. Поэтому я не буду рассматривать вариант, когда вы заказываете и оплачиваете отдельную экскурсию, вас везут в комфортабельном автобусе, попутно рассказывая истории и детали о местах, которые вы видите впервые или которые уже приелись. Поэтому мой рассказ о том, как познакомиться с Кузбассом самостоятельно. Спойлер: это непросто.
А где динозавры?
Шестаково – новая точка на карте развития туризма, хотя место это уникальное не только для России, но и в мировом масштабе. Такие костеносные линзы с окаменелыми останками динозавров, какие находят там, – редкость. Пока ждём появления Международного палеонтологического центра, довольствуемся экскурсиями, которые организует областной краеведческий музей.
Приехав в Шестаково в августе 2017 года, я ожидала увидеть кипучую деятельность палеонтологов и скелеты динозавров по всему селу. Погода была мрачная, накрапывал дождик, и на сельских улицах не было ни одной живой души. Правда, удалось увидеть туристические указатели, которых в Кузбассе не так много, да пару информационных баннеров, сообщавших о том, что тут вообще происходит.
На холме возвышалась смотровая площадка на живописный Шестаковский яр, на кладбище динозавров. Но если бы не указатели, было бы сложно понять, в каком уникальном месте на карте Земли мы находимся.
Были попытки найти какой-нибудь информационный центр, но увы. Музей тоже был закрыт. Село будто вымерло вместе с динозаврами, хотя о присутствии жизни тут говорила стая баранов, которые почему-то были без пастуха.
Бензина оставалось критически мало, ближайшая нужная заправка была в Мариинске, надвигались сумерки, и надо было выбираться. Поэтому дальше я ехать не рискнула. О ночлеге речи не было. Ровными рядами по улице Школьной простирались дома местных жителей, а намека на туристический приют не было.
Дорога туда и обратно была грунтовая, правда, к чести Чебулинского района, хорошо укатанная. Но всё равно подвеска автомобиля оказалась чувствительна к мелким выбоинам. Асфальтированная дорога была бы куда приятнее для путешественника.
Несолоно хлебавши, без лицезрения скелетов доисторических ящеров, я вернулась в Кемерово. С Шестаково удалось урвать лишь живописные виды и фото редких для нашего региона туристических табличек.
Поэтому без экскурсовода я туда больше не поеду. Считаю, что самостоятельное путешествие туда, пока нет палеонтологического музея и гостиницы, подойдёт разве что любителям одиночества.
Снежая жемчужина
Шерегеш завоевал приз престижного Международного конкурса National Geographic Traveler Awards 2018. Шерегеш должен стать курортом № 1 в мире. В Шерегеше можно увидеть йети, покататься на лыжах, да не просто с высоты 1200 метров скатиться, а в Книгу рекордов Гиннесса попасть.
Много чего можно увидеть в Шерегеше. Только надо до него доехать. Дорога, безусловно, живописная, но не самая простая в сравнении с другими магистралями Кузбасса. Оно и понятно: горная местность, крутые виражи и всего две полосы. Повороты серпантина не всегда безопасны, и кое-где отсутствуют ограждения, что приводит к тому, что автопутешественники вылетают в кювет. Неоднократно видела такую картину.
В соцсетях turkuzbass.ru я провела опрос среди подписчиков «С какими трудностями вы столкнулись в Шерегеше и что хотели бы изменить?» Ответы не удивили. Те же самые проблемы туристы перечисляли ещё в 2015 году – нехватка мест на парковке, высокие цены, недостаток развлечений и сложная для понимания, куда бежать, инфраструктура. Больше всего недовольства вызывают цены. «Как в Куршевеле», «Как в Таиланде», «В Таиланде дешевле», «Более чем неоправданные», - отзывались местные путешественники.
Ещё туристов пугает первое знакомство с Шерегешем. «Куда пойти? Куда податься?» – задают эти вопросы первооткрыватели популярного курорта. И действительно, если ты не местный, легко запутаться, начиная от внутренних пешеходных дорожек, заканчивая тем, куда пойти поесть или справить нужду. И это при наличии путеводителей и справочного центра на въезде!
Несколько человек отметили отсутствие гостеприимства и хамство персонала. Случаи нечастые, но бывают. А когда ждёшь гостей со всего мира, хотелось бы высококлассного сервиса.
Цены на гостиницы, прямо скажем, отпугивают туристов. Тем не менее они каждый год забиты под завязку и тогда встаёт другая проблема: где жить? Из положения можно выйти, арендовав квартиру в посёлке. Не на горе, но до неё рукой подать и видно из окна почти любой квартиры. Этим успешно пользуются местные жители, получая неплохой ежемесячный доход.
Очередь на подъёмники давно стала притчей во языцех. 1 млн туристов за сезон – шутка ли! Где ж тут всем уместиться? Некоторые жалуются, что вынуждены стоять в очереди по полчаса, а то и больше, чтобы один раз скатиться с горы. Удручает горнолыжников и сноубордистов отсутствие единого ски-пасса.
Для меня отдых в Шерегеше – это отдых выходного дня. Несмотря на то, что сейчас развлекательная сфера стремится к развитию и укрупнению, если ты не приехал кататься, то ты приехал ходить. А ходить особо негде. Однако можно пойти в ресторан с экзотической таёжной кухней, за сувенирами, атмосферой, покататься на подъёмниках, снегоходах и сделать красочные фотографии. Но не хватает ещё каких-то мероприятий. Впрочем, надо уметь их находить, быть подписанным на местные информационные порталы. В условиях информационной избыточности трудно уследить за всем. Неплохой идеей кажется анонсировать календарь мероприятий и свести всё это к единому стандарту.
Уже прославились на весь мир, а недочёты есть. Именно эти факторы становятся причиной недовольства многих туристов. Однозначно Шерегешу надо расти, становиться более просторным, понятным и гостеприимным.
Шестое чудо Кузбасса
Купеческий город, город-музей, маленькая копия старого Томска. Пока Мариинск притягивает только любителей старины. Те, кто едет полюбоваться архитектурой имперской Сибири в Томск, с успехом могли бы приезжать и в Кузбасс, чтобы не просто сравнить, а увидеть город практически в первозданном виде. Мариинск хранит эту особую атмосферу, не нарушая свой облик многоэтажками, обилием ТЦ и дыханием современности. Поэтому этот северо-восточный город Кузбасса когда-то и стал шестым чудом региона.
Несмотря на то, что это город-музей, мне так и не удалось купить там каких-то сувениров. Ближайший киоск прессы на территории автовокзала смог предложить мне только магнит «Матрёшка» с изображением городских достопримечательностей. А хотелось уменьшенную копию памятника картошки, как минимум.
Многих кузбассовцев смущает географическая отдалённость Мариинска и не совсем приятная извилистая дорога, которую приходится делить с грузовыми фурами. Действительно, только из Кемерова добираться до Мариинска приходится три часа на автобусе. Если предположить, что путешественник решил добраться из Таштагола, ехать ему придётся около 12 часов. Ещё и с пересадками. Огорчило то, что я не нашла автобусных рейсов между этими двумя городами.
В этом смысле больше всего повезло томичам. Им можно преодолеть чуть больше 200 км и навестить своего «младшего брата». И если для кузбассовцев, воспитанных в пейзажах индустриальных городов, помнящих советские пятилетки, Мариинск выглядит чудаковато, то для гостей из соседнего региона город вызовет приступ ностальгии и радость оттого, что прикоснулись к чему-то родному. Мой вывод – в Мариинск нужен транспорт. Если мечтать – скоростная электричка, как из Питера в Выборг. И ещё городу нужен ремонт. Хотя бы косметический.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.