После трагедии, произошедшей в небе над Синайским полуостровом, только ленивый не обсуждает, стоит ли садиться в самолёт, если есть риск погибнуть всей семьёй. «АиФ-Кузбасс» узнавал, как жить с аэрофобией.
Есть депрессия на борту?
Бортовой оператор Павел Глушко уверяет, что в авиации нет таких понятий, как исправный или неисправный, поломанный или неполоманный самолёт: «Самолёт либо летает, либо нет. И дело даже не в его возрасте, а в техническом состоянии и предполётной подготовке. Я, например, знал лайнеры, которые отлично летали по 30-50 лет. Если машину перед вылетом осмотрели и подготовили, то она считается «летучей». Бортоператор уверен, что на безопасность полёта также мало влияет психическое состояние или настроение лётчиков.
Чтобы это произошло, депрессия должна быть у всего экипажа, авиадиспетчеров и прочих работников, имеющих отношение к самолёту. «Не имеет большого значения и задержка зарплаты, ведь профессия лётчика – это зов души. Мы, например, в 90-е гг. вообще по несколько месяцев сидели без денег, но я никогда не слышал, чтобы какой-то лётчик отказывался из-за этого летать», – вспоминает авиатор, рассуждая о «человеческом факторе» авиакатастроф.
Импортозамещение?
Генеральный директор СРО «Кузбасское некоммерческое партнёрство туристской индустрии» Ирина Лисина вспоминает, что кузбасские туристы после авиакатастроф или других ЧП на курортах (нападений акул, взрывов, революций и т. п.) нередко опасались за свою безопасность и отказывались от поездок. В тех случаях туроператоры не возвращали часть суммы, уже потраченной на бронирование отеля или места в самолёте.
«Как правило, раньше Ростуризм рекомендовал воздержаться от путешествий в ту или иную страну. И огромная разница в том, что на этот раз россиянам не просто не рекомендуют, а запрещают лететь в Египет.
Т. е. потраченные деньги туристам должны вернуть. Пока разрабатывается алгоритм каким образом. На данный момент турфирмы спешно подыскивают альтернативы в Турции, Таиланде или Вьетнаме», – объясняет Ирина Лисина. По её мнению, трагедия над Синаем и обострившаяся у многих аэрофобия будут способствовать развитию российской туриндустрии.
Так, представители турфирм из сибирских регионов обсуждают создание межрегионального продукта. Например, они будут приглашать московских школьников на каникулы и за один тур знакомить и с красотами Шерегеша, и Горного Алтая. «А по России необязательно летать самолётом, можно добраться и на поезде. Было бы время», – подытоживает собеседница.
Учитесь у лётчиков и шахтёров
«Как только произошла авария в Египте, все начали звонить, писать сообщения «ВКонтакте». Есть клиенты, которые отменили отпуска, потому что реально боятся. Пошла волна рассуждений: «А зачем куда-то лететь? Мы там погибнем. Давайте развивать внутренний туризм, поедем просто в соседнюю деревню», – описывает вспышку аэрофобии в Кузбассе семейный, детский психолог, автор блога «Психология без истерик» Анна Аксенова.
По её мнению, волну страха подняли СМИ, в красках описывающие трагедию. Поэтому она советует не смотреть новости. А главное – не обсуждать их. Может, нам стоит поучиться философскому отношению к трагедиям у лётчиков или шахтёров, которые и после аварий продолжают работать?
«Среди людей опасных профессий немало оптимистов, которые искренне любят свою работу и верят, что с ними ничего плохого не случится. Как правило, беды обходят таких людей стороной. А есть и такие, которые попали в вынужденную ситуацию: скажем, мужчине пришлось пойти в шахту, чтобы прокормить детей. Какая там смерть? Он подумает о ней, когда ему будет за 70 и дети будут крепко стоять на ногах», – рассуждает психолог.
По её мнению, общение с профессионалами, их обстоятельный рассказ о специфике полётов поможет некоторым преодолеть страх. Другим достаточно поговорить с астрологом. «Правду о Египте мы узнаем лет через 50, поэтому все успокойтесь и живите счастливо. Если кто-то всё равно боится лететь, пусть отдыхает на местных курортах», – рекомендует психолог.