aif.ru counter
4137

Я бы в токари пошёл. Почему рабочих сегодня не хватает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Кузбассе №28 08/07/2020
Рабочие руки всегда нарасхват, но учиться молодёжь идёт неохотно.
Рабочие руки всегда нарасхват, но учиться молодёжь идёт неохотно. © / Инна Сергеева / АиФ

Сегодня на рынке труда 2/3 вакансий - рабочие специальности. Их катастрофически не хватает. Молодёжь в эту сферу не идёт: куда проще стать менеджером или управленцем. Но без рабочих профессий не выжить ни одной стране.

О том, почему скоро мы будем приглашать на работу китайцев и как поднять престиж человека труда, корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с директором учебно-производственного центра «Молодость Запсиба» Юрием Михайловичем Бычковым.

Куда делись рабочие?

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Юрий Михайлович, почему сегодня так не хватает рабочих?

Юрий Бычков: Включите телевизор и посмотрите, какие профессии сегодня мелькают на экране. О каких постоянно говорят и какие пропагандируют? Певцы, актёры, менеджеры - они ничего не производят, но им платят большие деньги. А молодёжь это видит. Многие думают: сейчас стану певцом и заработаю много денег, зачем мне учиться делать что-то руками? Это же тяжёлый труд.

Нам постоянно говорят, что рабочих специальностей скоро не будет, всех заменят роботы, в приоритете - программисты, наноинженеры. Но они не производят валовой продукт - то, на чём держится экономика страны. Без рабочих специальностей ни у одной страны нет будущего. Кто будет кормить и шить одежду этим же наноинженерам и программистам? Производить мебель, чинить коммуникации, ремонтировать технику? Сегодня будущие рабочие - это подростки. Не у каждого есть возможность получить высшее или даже среднетехническое образование. Бывает так, что и денег нет, и учёба не заинтересовала, но у молодого человека золотые руки. Не оставаться же без профессии.

- В Новокузнецке много колледжей, где обучают рабочим специальностям. Студентов в них хватает. Но куда они идут после окончания учёбы?

- Колледжи теперь больше нацелены на обучение управленцев, у них нет задачи вырастить высококвалифицированного рабочего. Не все пропагандируют престиж рабочих специальностей. Поэтому выпускники стараются идти куда угодно, но только не трудиться руками. Зайдите в любой магазин - сколько там работает молодёжи! Разве они учились на консультантов и продавцов?

Раньше были училища. Именно они поставляли нужные кадры, ребята приходили на работу уже подготовленными, потому что за плечами была нешуточная практика. А теперь, если выпускник колледжа приходит, например, на производство, он практически ничего не умеет. Его этому не научили. Он как слепой котёнок - производственникам нужно ему всё показать, рассказать и, по сути, снова выучить. А кто хочет возиться? Всем нужны подготовленные кадры.

- А как же учебные центры при крупных промышленных предприятиях? Разве там не готовят?

- Такие центры скорее исключение, их могут себе позволить крупные промышленные предприятия, у которых есть возможности вкладывать в это большие деньги. Они выращивают кадры только для себя, потому что поняли, что государство им не поможет - существующая система профессионального образования больше не выпускает хороших рабочих, которые умели бы что-то делать. Да, для себя они воспитают, но это единицы, которые пойдут трудиться на это предприятие. А как быть остальным?

Быстрее выучился - больше заработал

- Какие профессии сейчас самые востребованные на рынке труда?

- Токари, газоэлектро­сварщики, столяры, слесари-ремонтники. Причём зарплаты у них не самые маленькие. Достаточно посмотреть вакансии центра занятости: средняя з/п - 50 тысяч. А высоко­квалифицированный токарь получает до 200 тысяч! Приведу пример. В нашем учебно-производственном центре мы готовим токарей. Так вот, нашему выпускнику, которому исполнилось 17 лет, сразу предложили заработок 65 тысяч!

- Как сейчас вырастить высококвалифицированного рабочего, раз на них есть спрос? Кто их должен обучать?

- Сейчас ещё можно восстановить систему училищ. Только они способны были поставлять хороших рабочих. Другой вариант: открывать и поддерживать учебно-производственные центры, где ребята могут получить рабочую профессию и необходимые практические навыки.

- Юрий Михайлович, расскажите о вашем центре подробнее. Кого вы готовите?

- Наш центр уже 30 лет обучает людей рабочим профессиям. Ребята через производительный труд и производство продукции по заказам получают рабочую специальность и необходимые практические навыки. У нас можно получить восемь специальностей, которые востребованы на рынке труда: токарь, газоэлектро­сварщик, слесарь-ремонтник, столяр, швея и т. д. Приоритет отдаём подросткам из неблагополучных семей. Однако обучиться у нас может каждый, в том числе и взрос­лый. У нас хорошая практическая база, станочный парк, современные материалы. Любую профессию можно освоить за один учебный год. Есть возможность повысить квалификацию. К нам даже студентов из колледжей отправляют на практику. По окончании обучения мы выдаём соответствующий документ.

Предприятие работает по хозрасчёту. Наша цель: руками учеников произвести продукцию, которую мы продадим. Поэтому нам важно обучить их качественно и быстро, а задача учеников - как можно быстрее научиться производить продукцию, от этого зависит их заработок.

Мы производим более 100 наименований товаров для благоустройства города, столярные и токарные изделия, рабочую одежду. Ребята учатся на реальных вещах. Поэтому спрос на наших выпускников большой.

- Получается, чем больше у вас заказов, тем стабильнее положение в вашем центре? Значит, можно и без помощи государства создавать такие центры?

- Можно, только без помощи государства и крупных предприятий нам не обойтись. Муниципалитеты могут способствовать тому, чтобы хотя бы 10% заказов крупные компании целенаправленно отправляли производственно-учебным центрам. Например, управляющие компании могли бы покупать горки, качели, песочницы не на стороне, а заказывать у нас. А мы, в свою очередь, на их же заказах готовили бы им будущие кадры: столяров, которые потом придут к ним работать. Мы сами заработаем, дайте нам только эту работу!

Обеспечьте заказами

- Как поднять престиж рабочих специальностей? Можно ли это сделать?

- Нужна планомерная государственная политика. Вспомните, что было при СССР. Главным был человек труда! Рабочих приглашали на «Голубые огоньки», об их труде рассказывали со страниц газет и с телеэкранов, лучших награждали медалями, путёвками, их фотографии помещали на Доску почёта. Сейчас этого нет. Конечно, каждый год присваивают государственные награды «Почётный шахтёр» или «Почётный металлург», но кто о них знает? Только коллеги. Почему бы не рассказывать о них в масштабах станы в СМИ? Об их работе и семье?

Необходима квалифицированная подготовка кадров. Сегодня все производственные сферы и ЖКХ - это частный бизнес. Именно они должны выйти к государству с предложением подготовить для них профессиональные кадры, поскольку рабочих рук не хватает. Такие обучающие центры создать не проблема. Но, чтобы они работали, их нужно обеспечить заказами. Тут государство и может обратиться за помощью к частному бизнесу.

При таком подходе к рабочим специальностям, как сейчас, через пять лет нас некому будет кормить и одевать. Лучшие кадры уходят, многие на пенсии продолжают работать, но они не вечные. А замены-то нет. Я сейчас не могу найти квалифицированного мастера по деревообработке, у нас нет столяра. А что будет дальше? Будем приглашать китайцев, которые умеют и любят работать? И платить им за это деньги? Зачем разваливать то, на чём держится экономика страны?

- А можно ли сказать, что рабочие специальности полезны для жизни? Навыки пригодятся в быту? Ведь как здорово самому построить дом или что-то починить?

- Такие люди могут произвести готовый продукт или что-то отремонтировать. Люди с золотыми руками всегда нарасхват! До сих пор сложно найти настоящего печника, который бы хорошо сложил печь, или автослесаря, отлично разбирающегося в технике. Конечно, если ты не умеешь - плати деньги, тебе всё сделают, а если нет денег? Я говорю своим ученикам: с рабочими специальностями вы никогда не пропадёте, всегда сможете заработать себе на кусок хлеба с маслом.

Справка
Юрий Бычков окончил Сибирский металлургический институт, инженертеплотехник. С 1980 по 1984 год трудился на ЕВРАЗ ЗСМК в обжимном цехе, с 1984 по 1987 год работал в комитете комсомола комбината, с 1987-го и по сей день - директор УПЦ «Молодость Запсиба».

Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах