По уровню безработицы Кузбасс занимает третье место в Сибирском федеральном округе. По данным областных властей, количество зарегистрированных безработных граждан на начало июня составляет 12,4 тысяч человек. И хоть этот показатель считается минимальным за всю историю наблюдений Росстата, денег людям никогда не хватает.
О том, как в условиях экономической турбулентности продажи на маркетплейсах сделать своим постоянным доходом, разбирался корреспондент kuzbass.aif.ru.
Брать объёмами
После пандемии активно развиваются продажи на маркетплейсах (онлайн-магазин электронной торговли - прим. ред.) «Озон», «Вайлдбериз» и «Алиэкспресс». С первого взгляда кажется, что продавать там легко: заполнил карточки товара, установил цену и ждёшь продаж. На самом деле площадки берут немаленький процент за размещение и доставку, и завоевать место под солнцем оказывается очень сложно.
Евгения Герасимова вместе с напарницей в начале весны занялась шитьём одежды на собак и решила продвигать её на «Вайлдбериз». Площадка для продаж показалась раскрученной и удобной. Придумав шесть моделей, подобрав семь размерных сеток и наладив производство, девушка отправила первую партию товара на самый крупный и популярный склад в Коледино. Он охватывает всю Россию.
«Всего за два месяца мы продали около 150 штук на 70 тысяч рублей, но из них вышло 10-15 тысяч маржи (разница между ценой и себестоимостью — прим. ред.). С одной футболки, которая стоит 396 рублей, мы имеем около 60 рублей. Все остальное «съедает» производство и комиссия маркетплейса. Доставка из Коледино, например, стоит 72 рубля, за каждый возврат товара мы платим 33 рубля, плюс сам «Вайлдбериз» берет 12% за продажу и 6% налог на ИП по упрощённой системе», — рассказывает Евгения.
Она считает, что продавать выгодно либо небольшое количество единиц с высокой накруткой, либо миллионы единиц с маленькой. Главное, попасть в топ поиска и угадать с запросом потребителя, что не всегда удаётся сделать с первого раза. На топовых вещах большими объёмами вполне можно заработать на безбедную жизнь, делится собеседница. Например, в месяц продаётся 200-600 топовых платьев для мелких собак одной расцветки. Только с одной позиции, по примерным подсчётам, получается 10-40 рублей «чистой» ежемесячной прибыли. Популярные поилки и кормушки для собак продают миллионами в месяц, и маржа с продажи составляет около 450 тысяч рублей.
Некоторые ниши уже заняты, например, женская одежда. На обычных дешёвых китайских велосипедках удачливые продавцы могут заработать до 4-5 млн в месяц. Но пытаться успешно продать другие подобные вещи сложно — конкуренция слишком большая.
Тем не менее свою нишу пытается занять кемеровчанка Ирина Лавренюк с производством детской одежды. Наша героиня начала продавать её на «Вайлдбериз» меньше месяца назад: «Первую партию я отшивала на стороннем производстве, и она довольно дорого мне обошлась. Большую наценку я сделать не смогла, то есть себестоимость, умноженная на три, — это не мой случай. От продажи одежды прибыль небольшая: 15% забирает WB, 6% налог, плюс затрата на упаковку и логистику. Необходим объём».
Главное, попасть в топ поиска и угадать с запросом потребителя, что не всегда удаётся сделать с первого раза.
Тогда Лавренюк купила три швейные машины, парогенератор и наняла двух швей, чем значительно удешевила себестоимость товара. Всё это вместе с арендаой обходится дешевле, чем при производстве вещей в стороннем швейном цеху.
«Сейчас мы всё больше углубляемся в работу над брендом, разрабатываем удобные модели, которые не будут стеснять движения, выбираем цвета, тщательно выбираем поставщиков тканей, так как качество — это один из главных критериев выбора одежды для детей. Я люблю детей и хочу сделать детство свободным, удобным и качественным», — дополняет Ирина.
Вся одежда на людей подвергается сертификации. Сертификат качества группы товаров детской одежды или женского белья, например, стоит 60-80 тысяч. Дешевле обойдётся отказное письмо или декларация. Зависит от того, что будете продавать.
Маркетплейс «Озон» берет 10% с каждой продажи и определённую сумму за доставку и обработку заказа в зависимости от цены и веса товара — от 15 до 50%. Дешевле всего пытаться продавать свой товар на «Алиэкспресс», где комиссия платформы составляет до 10%.
«Ленивый» заработок
Для некоторых хорошим способом заработка или семейной экономии становятся и продажи вещей, в том числе б/у, на досках объявлений. Существует даже профессия «авитолог». Это человек, который помогает другим правильно и эффективно продавать на «Авито».
Авитолог из Кемерова и мама в декрете Лилия Бессонова продаёт ненужные вещи, технику и мебель уже больше десяти лет и в общей сложности заработала на этом 200 тысяч: «Я продаю всё, что уже не нужно и не используется дома, и таким образом приобретаю новые вещи дешевле, вкладывая деньги с продажи старых. Однажды, например, я продала электрогитару мужа с колонками-усилителями за 33 тысячи рублей. Когда-то это гитара стоила 24 тысячи, но из-за роста доллара цена на неё тоже выросла. А на старую, лежавшую без дела брендированную турецкую куртку мужа из натуральной кожи у нас чуть ли не выстраивались очереди. Я всегда вовлечена в процесс, считаю это хорошим круговоротом денег в бюджете семьи и сама часть вещей покупаю на досках объявлений». Хорошо перепродаются, по словам Лилии, детские вещи: верхняя одежда, коляски, автокресла, развивающие коврики.
Как правильно продать вещь на «Авито» или «Юле»?
Лилия Бессонова даёт такие советы:
1. Нужно наиболее полно указывать название того, что продаёте. Например: «шуба женская норковая» или «демисезонные сапоги мужские кожаные». Человек всегда ищет конкретное пальто или конкретные сапоги. Нельзя сокращать и менять слова. Никто в поиске не будет вбивать «шубка».
2. Красиво и со всех ракурсов сфотографировать товар. Белый — на тёмном фоне, тёмный — на белом и лучше днем напротив окна. В кадре не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание. Вещь должна быть чистой, опрятной, отглаженной. Если такой же товар можно найти в интернет-магазине, лучше дополнительно добавить в объявление профессиональные фотографии с сайта магазина.
3. В тексте нужно рассказать о товаре. В дополнение к необходимым характеристикам вещи можно добавить красивое сочинение с душой: почему вы когда-то купили этот товар, как он вас выручал, почему продаёте. Одежду и обувь нужно описать детально, измерив длину спинки, штанины, рукава или стельки.
4. Ставить среднюю стоимость, оценив цены конкурентов. Дорогостоящую вещь (квартира, машина) рекламировать дополнительно с использованием возможностей площадок. Так объявление поднимается в топе и собирает больше просмотров.
5. Стимулировать возвращаться к вам снова. В тексте можно добавить призыв посмотреть профиль продавца и весь ассортимент товаров, предложить скидку, третью вещь в подарок или доставку за счёт покупателя. Очень важно отвечать оперативно.
Если объявление просматривает мало людей, возможно, для этой вещи не сезон, она очень редкая или вы что-то сделали не так (выбрали не ту категорию). В любом случае гораздо лучше избавиться от ненужной, но приличной вещи с выгодой для себя и попробовать её продать, а не выкинуть на свалку.