Километры пешком по тайге и болотам Карелии с щупом и лопатой на плечах – так начиналось каждое утро 18-дневной вахты новокузнецких поисковиков. «Только бы дождь не пошёл!» – повторяли про себя как заклинание подростки, пробираясь по бездорожью.
300 человек из разных регионов страны с 1 по 18 августа прошли по следам 69-й отдельной морской стрелковой дивизии в Карелии, где летом 1944 г. велись ожесточённые бои. Среди поисковиков были 77 человек из сводного кузбасского отряда «Земляк» – ребята из Новокузнецка, Мысков, Прокопьевска, Киселёвска, Гурьевска, Калтана. Большинство подростков поехали на «Вахту памяти» в первый раз. Впервые они прикоснулись к настоящей истории, узнали о трагедии Великой Отечественной войны не из учебников и не по музейным экспонатам.
Без птиц и дорог
Очутившись на другом краю необъятной России, ребята удивлялись отличию карельской природы от кузбасской. «В лесу нет птиц. Совсем! А деревья стоят ровные, стройные, высотой метров 30. Вода в реке интересная: руки намылишь – потом мыло не смывается», – вспоминает 16-летний Андрей Галактионов.
Поисковики разбили лагерь на берегу речки. Место живописное, удобное, т. к. вода рядом. Но далековато до места раскопок. Позавтракав, каждое утро подростки запасались консервами, брали инструменты и отправлялись в путь, 12 км по тайге. «Если мы говорим, что у нас плохие дороги, то там их нет вообще. Болота. Дорогу отсыпали, а дождь прошёл – и всё размыло», – рассказывает командир новокузнецкого поискового отряда «Сибиряк» Анатолий Силаков. Для него это уже шестая поисковая экспедиция. В этом году поездку финансово и организационно поддержал департамент образования Кемеровской области.
В прошлые годы поисковики ездили в Липецкую и Воронежскую области. Там степи, жара. В Карелии ждали, что будет холодно и дождливо, но погода благоволила поисковикам: всего три «мокрых» дня выпало.
Посвящение щупами и лопатами
Подростки, которые впервые попадают на занятия отряда, порой путают его с туристическим кружком. Жизнь в лагере действительно похожа на туристическую – костры, палатки, спальники, бензопила для дров, шатёр для обедов и совещаний, генератор для зарядки телефонов и фотоаппаратов. Даже душ был: к резиновой груше (наподобие грелки) прикреплён шланг с распылителем. Выльешь в ёмкость ведро воды и моешься. Вот только в лагере почти военная дисциплина и поисковые инструменты в ходу, а не туристические: щупы, металлоискатели, лопаты.
Последними не только могилы раскапывали, но и торфяники тушили. Пожарные дважды привлекали старших ребят и взрослых к спасению леса от огня. Но жить в полевых условиях понравилось даже девчонкам. «Я раньше ходила в походы только с родителями. Здесь условия, конечно, были тяжелее. Самыми трудными были первые дни, изнуряли долгая дорога и раскопки, порой хотелось вернуться домой. Но потом привыкла. Следующим летом снова хочу поехать», – делится впечатлениями от поездки 16-летняя Екатерина Рацкевич.
Юные поисковики прошли посвящение. «Новички измеряли расстояние сапёрными лопатками. Потом, как рыцарей, нас полутораметровым щупом посвятили в поисковики. Напоследок произнесли шуточную клятву – есть тушёнку в походе, дневалить всё время. Помню, как, стоя на коленях, мы покатывались со смеху», – рассказывает Андрей Галактионов.
Держали историю в руках
Результатом всей вахты стали поднятые останки 161 бойца, из них только пятерых опознали – по медальонам и личным вещам. Новокузнечане нашли семерых человек. Помимо этого поисковики извлекли множество солдатских вещей и остатки боеприпасов – ложки, каски, ремни, пряжки, лопаты, котелки, осколки снарядов, гильзы. «В предыдущие вахты нам не удавалось найти столько предметов и в таком хорошем состоянии.
Раньше захоронения находились на глубине от двух и более метров, а здесь – буквально в 10-15 сантиметрах от поверхности», – говорит Анатолий Силаков. По его словам, самой крупной находкой за годы поисков стал затонувший в болотах сбитый самолёт-истребитель ЛАГГ-3 у села Озерки в Липецкой области, его подняли с шестиметровой глубины. Позже установили и личность пилота, найденного в этом самолёте.
А ребят удивляет каждая находка. Например, Екатерина в первый же день нашла «пульку» – так по-девичьи она назвала гильзу от патрона: «Думала, что будет страшно череп увидеть, но всё нормально прошло». У Андрея тоже самые острые впечатления связаны с найденными останками людей: «Я до этой поездки не представлял, как выглядят человеческие кости. Оказалось, они не белые, а коричневые, их легко спутать с корнями деревьев. В первый раз принял череп за большой улей. Ещё впечатлило, что много касок находили, почти в каждой – отверстия от пуль. Мне представлялись жуткие картины гибели людей».
Командир отряда планирует оформить привезённые вещи в экспозицию. Ещё на память об этой вахте у каждого юного поисковика останется гильза с гравировкой «Карелия-2014». Возможно, через полвека они передадут эти гильзы своим внукам – новому поколению наследников Великой Победы.