Это на первый взгляд кажется, что в тайге всё тихо и размеренно, но на самом деле там кипит своя жизнь, полная интересных и загадочных случайных находок. Набрести на бункер или кучу космического металлолома может любой охотник, рыболов или просто турист.
— В районе реки Терсь стоит старая брошенная техника, лет ей, наверное, 50-60, — рассказывает охотник Валерий Паутов. — В одном МАЗе даже кабина ещё деревянная (такие делали в 50-е гг. ХХ века), видел и остатки разбившегося вертолёта, оставшиеся от золотодобытчиков лотки, старые геодезические вышки. Объяснить, как в заросшей тайге среди сосен оказалась тяжёлая техника, несложно: её — сломанную и неподдающуюся ремонту — просто бросали, со временем зарастали дороги, пряча машины в зарослях.
Паровозы и бункеры
Интересные находки приходятся и на долю автопутешественников. — В тайге Таштагольского района мы однажды обнаружили странный бункер, — рассказывает путешественница Лилия Хафиуллина. — Посреди непроходимой тайги стояло маленькое, с виду неприметное деревянное сооружение, внутри был каменный колодец, куда мы и спустились. Внизу оказались две комнаты, обшитые деревом, кое-какая мебель и старые журналы с записями. Предположений, что это за бункер, было много. Решили, что он остался от связистов. Но всё же большая часть ценных и необычных находок на «совести» тех, кто специально занимается поисками, изучая старые карты, архивы, опрашивая свидетелей.
— Сибирская тайга, действительно, полна тайн и загадок, — говорит Алексей Бедрин, один из участников кузбасской Команды экстремального туризма. — Каждый год мы по новым маршрутам ищем исторические артефакты. Находок много: и заброшенные поселения, и старые буровые вышки, и узкоколейки, связывающие золотые рудники, множество разнообразной брошенной техники и машин, драги. Одна из самых интересных тем у экстремалов — поиск паровозов. В прошлом они служили теплоэлектростанциями, а теперь ржавеют, где остались.
Надо отметить, что вес у паровозов был колоссальный, и некоторые из них уже стали добычей охотников за металлом. На севере Кузбасса таких паровозов три. Один из них находится между п. Мурюк и п. Скалистым. Ещё два находятся в верховье Кии, примерно в 100 км от с. Чумай, добраться можно только по воде. Локомобили стоят рядышком друг с другом на помостах, там, где раньше был крупный золотодобывающий прииск. Сопка, возле которой они находятся, вся устелена лиственными коробами, по которым и бежала золотоносная речка. Вот эти паровозы питали насосы, которые качали воду. К сопке паровозы тащили зимой, по льду, по специально намороженной переправе.
Космическая печка
Если на Алтае постоянно находят «космический мусор», то на севере области поисковики обнаружили нечто, что сразу назвали «космической печкой». Искали ступень от ракеты, падение которой видел один пасечник, а нашли печку. Одни теперь говорят, что штука эта вовсе не из космоса, а печка и есть. Другие склоняются к тому, что это пароструйный эжектор (часть насоса). Третьи — что это элемент разгонного жидкостного двигателя.
— Причём от ракеты стратегического назначения, так как на «буржуйке» имеется боковой элемент связки под турбину, — выдвигает свою гипотезу один из участников экспедиции Евгений Кумлешов. — Судя по размеру, эта деталь от первых ракет серии «Р». Такие были в Алейске и Ужуре. Местом падения для них всегда служили полигоны на Камчатке и в Астраханской области. Но здесь ракета могла оказаться в случае какой-то аварии или отклонения от курса.