Людмила КУПЦОВА: "На наши спектакли женщины приходят в вечерних платьях и мехах"

   
   

ЗА ОДИН месяц Прокопьевский драматический театр побывал на трех фестивалях: Всероссийском фестивале театров малых городов в Лысьве, "Камерата" в Челябинске и "Уроки мастера" в Санкт-Петербурге. И вполне успешно - дипломанты двух фестивалей, приз за лучшую мужскую роль в спектакле "Преступление и наказание", специальный приз прессы. О жизни провинциального театра, о фестивальном движении и о культуре зрителей рассказывает директор Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола, заслуженный работник культуры РФ Людмила КУПЦОВА.

- Людмила Иванова, насколько тяжело провинциальному театру с актерским составом? Все ли актеры имеют театральное образование или приходят играть самоучки?

- Самоучек в театре нет и никогда не было. Бывают, конечно, одаренные люди, которым не нужно образование, но в нашем театре такие не встречались. Сложности, с которыми скорее всего сталкиваются многие театры, заключаются в подборе актеров. Иногда мы не можем поставить определенную пьесу, т. к. на какую-то роль в театре нет актера. Сейчас мы задумали постановку спектакля по пьесе Теннеси Уильямса "Трамвай желания", есть актриса на роль Бланш, есть сестра, а вот кто бы мог сыграть супруга - вопрос. Долгое время не могли поставить "Три сестры" Чехова, т. к. не было актрисы на роль Ирины, но, когда она появилась, поставили этот спектакль в Кемеровском театре драмы, а повторяться мы не стали.

- Что является главным в выборе произведения?

- В основном выбор произведения - это политика главного режиссера, но т. к. в этом году мы работаем без него, эта обязанность легла на мои плечи. В первую очередь я руководствуюсь тем, насколько это произведение будет интересно прокопьевскому зрителю, второе - можем ли мы с этим спектаклем выехать на фестиваль. Потому что проходящие кассовые спектакли, например, "Слишком женатый таксист" или "Окно", - они не фестивальные. На них зрители приходят отдохнуть, развлечься. Спектаклей, которые заставляют думать, у нас не так много. Немаловажную роль при выборе произведения играет профессиональный рост актеров - насколько они вырастут благодаря этому спектаклю. Кстати, стоит заметить, что у нас резко упал уровень подготовки профессиональных актеров, иногда в театре режиссеру приходится обучать актеров по программе первого курса.

Учитываем и кассовые сборы, которые и дают возможность поставить следующий спектакль.

- Это нормально, когда театр работает без главного режиссера?

- Да. В Кемеровском драматическом театре главного режиссера не было года два, также как и в Новокузнецком драматическом театре. Когда мы были на фестивале театров малых городов, где организатором выступал Театр Наций, его руководитель Евгений Миронов сказал, что театр без главного режиссера совершенно нормальное явление. Институт главных режиссеров себя изживает, сейчас быть главным режиссером сложно: нужно строить театральную политику, постоянно заниматься профессиональным ростом актеров, чтобы ребята были постоянно в форме, заниматься бытовыми проблемами. Поэтому проще отработать приглашенным режиссером два-три месяца, поставить спектакль, получить гонорар и все. Наш бывший главный режиссер - из Питера, когда появилась возможность уехать работать в ТЮЗ в Тверь, он ею воспользовался.

- Но все-таки лучше, когда он есть?

- Уверена, что счастье, когда есть главный режиссер. В год он ставит два-три спектакля. Кроме этого приезжают приглашенные режиссеры, поэтому в год выпускается шесть-семь спектаклей. Надо сказать, к нам поступает много предложений, но они все с Запада. Есть риск, что режиссеры приедут на два года, наработают репертуар и уедут. Поэтому хотелось бы вырастить своего режиссера, у которого в Прокопьевске корни и он точно отсюда не уедет. Сейчас наш актер Юрий Мидов поступил на курс режиссера Анисимова, который преподает в Екатеринбурге. Главным режиссером он не будет. Планируем, что Юрий Тимофеевич станет очередным режиссером. Он займется вводами актеров в спектакли и хотя бы одной постановкой в год.

- Насколько в провинциальном городе востребован драматический театр?

- Поначалу со зрителями было очень сложно. Несколько лет назад нам приходилось отменять спектакли, т. к. билеты не продавались. Привлечь зрителя для меня как руководителя была первая и главная задача. До того как прийти в театр, я работала в Управлении культуры администрации нашего города, поэтому были связи с разными бюджетными организациями. Работников этих предприятий мы и стали приглашать в театр и через некоторое время зрители стали приходить на премьеру, а в кассе говорили, что все билеты проданы. Для них это было удивительно.

Мы начинали воспитывать нашего зрителя с детского сада, в репертуаре театра очень много детских спектаклей. И сейчас эти дети, которым по 14 лет, с удовольствием приходят в драматический театр, но уже на "взрослые" спектакли.

- Сейчас же многие приходят в театр в джинсах, а некоторые даже в головных уборах не стесняются заходить в зал. А как в вашем театре? Есть какая-то культура или нет?

- В театре работает очень хорошая административная команда, поэтому с бутылками, с пакетами, в головных уборах никто в зрительный зал не пройдет. Детей стараемся воспитывать, чтобы они не ходили в театр в джинсах и кроссовках. Но это не всегда получается. Что касается молодежи, то к нам часто приходят девушки в вечерних платьях, в мехах. Театр - это то место, где есть возможность надеть вечерний наряд, показать себя. И сам театр это предполагает.

Смотрите также: