Примерное время чтения: 6 минут
791

Светлана ОСИПОВА – о воровстве, истории и американцах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты - Кузбасс 08/02/2012

Сегодня у кемеровчан появился шанс увидеть себя и своих предков со стороны и узнать, почему мы сегодня такие, какие есть. О спектакле «TOVARISCH КУРЬЕР», премьера которого состоится в Театре для детей и молодежи, и о терпимости друг к другу мы попросили рассказать режиссера-документалиста Светлану Осипову.

– Светлана, темой Автономной индустриальной колонии «Кузбасс» Вы заинтересовались в связи с 90-летием этого предприятия?

– Нет. В 2009 году я решила на несколько лет вернуться из Москвы в Кемерово. Я тогда даже не знала, что существовала какая-то АИК, но ехала с идеей поиска и постановки пьесы.

За советом обратилась к кемеровскому журналисту Владимиру Сухацкому. Позвонила ему и спросила, что происходит в Кемерове – меня не было здесь 10 лет. Что тут с театрами, с кино, со светской жизнью?

Владимир мне рассказал, что написал пьесу по мотивам приключенческой повести Рут Кеннелл «Товарищ Костыль. Приключения американского мальчика в Кемерове». Дал мне почитать. Я переработала текст пьесы и отредактировала – ему понравилось.

Он сказал: «Вас хотя бы это заинтересовало, потому что, куда бы я ни ходил, нигде не берут. Говорят, слишком много об американцах».

А мне действительно стало интересно. Это – исторический материал, то есть то, что реально здесь происходило.

Меня всегда удивляло, почему город Кемерово настолько парадоксален? Культурной столицей региона скорее можно назвать Новокузнецк.

В ХХ веке в Кемерове произошел какой-то культурный сдвиг. И любопытно, что до сих пор мы чувствуем на себе смесь самых различных культур. Даже люди, которые приезжают из Европы, говорят: «Какой-то странный, необычный у вас город». Он не советский, хотя строился в годы индустриализации. Казалось бы, тут такой совок должен быть, как в Череповце! Ан нет!

Кто мешал работать?

– А чем история АИК «Кузбасс» Вас так зацепила?

– Представляешь, приезжает в 20-ые годы в маленький городишко огромное количество иностранцев. Американцев – чуть ли не каждый десятый! Их пригласил товарищ Ленин. Власть решила устроить эксперимент – создать в Сибири американскую колонию. После революции была полная разруха. Иностранцы как раз были теми, кто мог оказать помощь в восстановлении экономики. Причем было устроено так, что колонисты должны были заплатить по 300 долларов за участие в этом проекте. Огромные деньги по тем временам. Ровно столько стоил новенький автомобиль «Форд»! У американцев в те годы даже появился новый глагол – kuzbassing. «Кузбассить» – это значит работать за идею за минимальную зарплату. В Кемерово приехали американцы, голландцы, финны, англичане, французы, шведы и т.д. – проект получился интернациональный.

Когда американцы приехали, они начали устанавливать свои правила. Например, они полагали, что нельзя устраивать перекуры во время работы. Главное – работать, работать и работать, а не лясы точить. Американцы ведь реально повысили добычу угля, построили школы, коттеджи, современные фермы, начали электрифицировать город и окрестные деревни.

Русский директор шахты при американцах должен был спускаться в шахту каждодневно, а не сидеть в кабинете. Соответственно, когда иностранцы стали выгонять жуликов, которые кормились от шахты, последним это не нравилось. Понятно, что им американцы совсем не были нужны. Отсюда и многочисленные подстрекательства, провокации, саботаж. Иными словами, местные начальники вставляли палки в колеса прогресса.

К началу 30-х годов Сталину американцы в Сибири уже были не нужны. Ну, выполнили интернациональный долг и до свидания! А у большинства тех, кто остался в СССР, жизнь заканчивалась в ГУЛАГе.

Американец и русский

– А если уйти от «большой политики», как складывались отношения между простыми людьми? Насколько я знаю, в пьесе главные герои – подростки.

– Главные герои спектакля – два мальчика, русский и американец, у которых отношения начинаются далеко непросто, а заканчиваются настоящей дружбой. Мальчишки на протяжении действия взрослеют, мужают. Русский – беспризорник, человек, который умирал от голода и воровал. Американец, напротив, всегда был сыт, одет, у него были папа и мама. Спектакль сталкивает людей из разных социальных сред. Насколько они могут быть толерантны друг к другу? Когда человек начинает задумываться не о своей личной выгоде, а об общей цели?

– Какие-нибудь настоящие предметы быта тех времен зрители увидят в спектакле?

– Я выбрала несколько экспонатов для спектакля. Мы ходили с художником театра по антикварным салонам. Заинтересовали бубенцы 20-х годов для лошади – они присутствуют в постановке. Приобрели настоящий граммофон, под который тогда танцевали. Плюс мы поставили акцент на костюмы: на ткани, на модели одежды. Это 100% копия одежды 20-х годов. Думаю, зрителям будет нетрудно определить национальность героев пьесы.

Еще будут песни, танцы и игры, например, «Ручеек». Американцам, кстати сказать, этот русский народный танец-игра очень нравился, потому что парень и девушка могли выбирать друг друга без всяких «политесов». Это позволяло американским парням присмотреться к нашим русским девчонкам.

– Скажите, почему для постановки спектакля Вы выбрали театр для детей и молодежи?

– Это был не первый театр, в который я обратилась с идеей, но только здесь ее поддержали.

– Кто из актеров участвует в постановке?

– В спектакле заняты практически все актеры театра, и это одна из особенностей постановки. Некоторые главные роли играют студенты, а вот их маститые коллеги заняты в массовке и в эпизодах. Среди них, например, Сергей Сергеев, отмечающий на днях юбилей творческой деятельности.

Эти проблемы еще не в прошлом

– 90 лет прошло со времени образования АИК. Работая над спектаклем, Вы вернулись к проблемам тех дней. Они еще актуальны?

– Я бы хотела показать, что многое из того, что, казалось бы, осталось навсегда в прошлом, актуально и сейчас. Например, в спектакле щегловские торговки проявляют недовольство по поводу приезда американцев. Все-то в них им не нравится – и одежда, и манеры. Торговки сгорают от зависти, но свою собственную жизнь почему-то менять не хотят.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах