Злая опера или доброе кабаре?
Очередную премьеру (уже пятую по счёту) выпустил в нашем театре финский режиссёр Камран Шахмардан в рамках театрального проекта «Кузбасс – Финляндия». Режиссёр увидел наш театр на фестивале в Финляндии и так влюбился в труппу, что каждый год выпускает в Кемерове по премьере.
В репертуарной триаде кемеровской драмы: классика, комедия, эксперимент – Шахмардан уверенно взял в свои руки «классику». Гоголь, Достоевский, Шекспир, Беккет – и вот теперь немецкий драматург ХХ века Бертольт Брехт.
Другое дело, что «большая» классика не всегда по размеру творческим силам нашего театра. Иногда это рубашка на вырост – как, например, шекспировская трагедия «Макбет». При максимальной близости к первоисточнику Шахмардан всегда выбирает какой-либо приём, через который и доносит свою идею зрителям. В «Макбете» – это форма средневекового площадного театра, в «Записках из Мёртвого дома» – кинематографический принцип монтажа, в «Трёхгрошовой опере» выбран жанр театра-кабаре, который диктует свои правила игры.
До Англии нам меньше шага
На сцене петербургский художник Валерий Полуновский выстроил пространство кабаре: живой джаз-оркестр на авансцене, рама из лампочек на фоне белой кирпичной стены, куда проецируются название песен и мест действия, кулис нет, сцена оголена, в глубине сцены стоит вешалка с костюмами. Софиты демонстративно спущены из-под потолка на всеобщее обозрение, лучи фонарей периодически выхватывают зрителей, заставляя чувствовать себя участниками представления. Ведёт действие не заявленный в пьесе персонаж – конферансье (Тимофей Шилов) – пожалуй, лучшая актёрская работа в спектакле.
С подведёнными глазами, в штиблетах на босу ногу и в помятой шляпе, с угловато-кошачьей пластикой он напоминает Гринча–похитителя Рождества или Коровьева из «Мастера и Маргариты» – что-то чертовское. Он изображает то рассказчика, то священника, то судью, относясь к происходящему отстранённо-сакрастически – мол, я-то знаю, чем закончатся все эти песни-танцы.
Драматические артисты попали в непривычную среду – им пришлось много петь и танцевать. «Трёхгрошовая опера» наполнена песнями-зонгами, которые Бертольд Брехт написал при участии композитора Курта Вайля специально для этой пьесы, чтобы вскрыть основной злободневный подтекст произведения. «Опера» по сути является антиоперой: проститутки, воры, убийцы, полицейские, нищие поют о «нравственности», о войне, о правосудии, о плотской любви.
В этих песнях мы безоговорочно узнаём себя: от викторианской Англии до современной России меньше шага в вопросах социального устройства. Потому так бурно зрители реагируют на фразу, повторённую на бис: «Наши судьи неподкупны! Никакие деньги не заставят их вершить правосудие».
Весело о людоедском
А потому зритель попадает в ловушку формы весёлого бродвейского мюзикла и бодро подхлопывает солдатской песне со страшными словами: «Если же новая, жёлто-лиловая, Чёрного окраса Нам попадётся раса, То из неё мы сделаем бифштекс. Трам-там». Бродвейская подача, которая в своё время сгубила остроту пьесы Брехта, сыграла злую шутку и с кемеровчанами. По-настоящему пощёчиной общественному вкусу звучит лишь песня-зонг в исполнении Светланы Царёвой. Саркастичный, укоряющий взгляд старой хозяйки борделя направлен прямо в зал: «Сначала дайте нам пожрать немного, А уж потом учите честно жить».
Памятник театру
В кемеровском спектакле нет немецкой жёсткости, грубости и антибуржуазности, он получился скорее лиричным – как тоска о последнем романтике и джентльмене Макхите. Бесстрашный, не бросающий слова на ветер, с широкой натурой и своеобразным благородством, он предпочитает «честную» фомку банковским махинациям, а убийство использованию людей в собственных интересах. Но не о героях лихих 90-х, подобных «бригадиру» Саше Белому, думается, тоскует режиссёр, а об уходящем из современности и со сцены герое: сильном, смелом, свободном, способном отвечать за свои поступки. В белом костюме и перчатках, в котелке и с тростью герой Михаила Быкова выглядит статичным монументом, который все норовят повесить.
«Нам нужны новые формы!» – провозглашает владелец фирмы «Друг нищего» Пичем (Олег Кухарев), изобретая всё новые способы выдавить из людей слезу и деньги. Это и о современном обществе «деловых» мошенников, и о современном театре, где на место героя классического психологического театра стремится суетливый заикающийся пошляк Матиас Монета (Иван Крылов). Но в финале Макхита милует сама королева и ещё дарует ему дворянский титул. Все снова у его ног, и всё идёт своим чередом: нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют.
Злободневный материал вкупе с ярким сценическим воплощением, пением и танцами мог стать мощным высказыванием в театральном пространстве Кузбасса и дать театру хорошую кассу. И, вроде бы, всё для этого есть, но труппа кемеровской драмы находится как будто в плену какой-то непреодолимой ленности. Актёры, за малым исключением, поют и играют в полсилы, а потому прорваться из развлекательного кабаре к антиопере о нашем больном сегодня пока не получается.
Справочно
Композитор – Курт Вайль
Режиссёр – Камран Шахмардан (Финляндия)
Художник – Валерий Полуновский (Санкт-Петербург)
Хореограф – Наталья Каспарова (Москва)
Премьера состоялась в январе 2016 года.