Ольга ГЕОРГИЕВСКАЯ: "Употребление пива ведет к снижению потенции и интеллектуальных способностей"

   
   

Новокузнецкие подростки стали меньше потреблять наркотики, но зато резко возросло число употребляющих алкоголь детей и особенно девочек. Ольга ГЕОРГИЕВСКАЯ, детско-подростковый врач-нарколог, уже много лет стоит в первых рядах борцов за здоровое будущее новокузнецкой молодежи. Мы попросили ее рассказать о своем видении путей разрешения проблемы.

- Для того чтобы с чем-то бороться, надо понимать, против чего предстоит бороться. Каковы масштабы детско-подросткового употребления алкогольных напитков в Новокузнецке?

- На протяжении ряда лет количество подростков, злоупотребляющих алкоголем и находящихся у нас на учете примерно одинаково - около полутора тысяч. Но внутри этих полутора тысяч наблюдается постоянная динамика. Растет число детей до 14 лет, которым уже знаком вкус пива. В течение года количество мальчиков до 14 лет выросло на 12%, а девочек такого же возраста - на 23%. Т. е. мы регистрируем стремительное "омоложение" алкоголизации. У нас на учете появились даже восьми-девятилетние дети, которые регулярно достигают выраженного состояния опьянения с помощью пива. На мой взгляд, это страшные показатели.

- Надо полагать, что в статистический отчет попали далеко не все дети, которые знакомы со вкусом алкоголя?

- В данный момент речь идет только о тех ребятах, которые стоят у нас на учете. Попадают они к нам по-разному. Кого-то выявляют инспектора ПДН, кого-то отправляют к нам педагоги или приводят родители. Согласно данным нашего анкетирования, в группе до 14 лет знакомы с алкоголем около трети школьников, от 14 до 18 - до 80%. Наш "контингент" - те, кто регулярно прибегает к алкоголю для получения измененного состояния. И тем не менее 1595 выявленных и поставленных на профилактический учет - это 1,5% всех проживающих в Новокузнецке детей и подростков. Если исключить из расчетов детей до 9 лет, то этот показатель автоматически увеличивается в два раза.

Пиво в законе

- Что, на ваш взгляд, можно сделать на местном уровне для того, чтобы снизить показатели алкоголизации детей и подростков?

- Начать выполнять хотя бы те законы, которые уже есть. Учащиеся индустриального колледжа провели эксперимент: подростки у себя в районе обошли 29 киосков мелкой розничной торговли, в 27 из них им беспрепятственно продали пиво и сигареты. В каждом автобусе висят правила, где черным по белому прописан запрет на распитие спиртных напитков и пива. Кто его выполняет? У нас практически каждое учебное заведение, особенно профессионального обучения, находится в кольце точек, реализующих пиво. И этот перечень нарушений можно долго продолжать. Если снизить доступность алкоголя для подростков и повысить ответственность за его употребление, можно достичь отличных результатов.

- В чем вы видите роль наркологов и педагогов на этом поприще?

- Подростки начинают употреблять алкоголь не потому, что им нравится его вкус, а для того, чтобы решать какие-то свои внутренние проблемы, или от безделья. Вовремя разглядеть психологические комплексы, организовать досуг учащихся могут и должны педагоги и родители. Задача наркологов - вооружить педагогов достоверной информацией для ведения разъяснительных бесед и помогать тем, кто еще не попал в зависимость, но уже употребляет алкоголь регулярно. Важно отметить, что постановка на профилактический учет не несет за собой никаких юридических последствий при получении водительского удостоверения, трудоустройстве или службе в армии. Даже если приходит запрос из следственных органов, мы не имеем права сообщать о том, что подросток находится на профилактическом учете.

Но самая важная роль в профилактике алкоголизма остается за семьей. Сейчас значительно чаще стали встречаться ребята из неблагополучных семей, в которых родители страдают хроническим алкоголизмом. У таких детей уже сформировалось негативное отношение к алкоголю. Зато намного сложнее переубедить подростков из "благополучных" семей, где принято умеренное пьянство, когда дети регулярно видят родителей, выпивающих бутылку-другую "безобидного" пива. Поэтому так важно развенчивать мифы, навязанные рекламой.

Реклама нас обманывает

- Какие рекламируемые образы поведения, на ваш взгляд, ошибочны?

- Главный стереотип, который навязывает нам реклама, - пьет вся молодежь. Согласно нашему анонимному анкетированию, в том, что "пьют все", уверены 90-95% опрошенных. При этом сказали про себя, что они регулярно выпивают, только 15-20%. Т. е. довод "все пьют" является мифом.

Очень распространено заблуждение, что пиво богато витаминами. Для того чтобы получить суточную дозу витамина В1, необходимо выпить 10 л пива. Мало кто знает, что в процессе брожения хмеля вырабатываются моноамины и в том числе кадаверин - аналог трупного яда. Он воздействует на клетки мозга, снижая интеллектуальные способности человека. Особенно это актуально для растущего организма.

Еще один миф, что пиво - это напиток для настоящих мужчин. Однако доказано негативное влияние на мужской организм, содержащихся в пиве фитоэстрогенов - веществ растительного происхождения, которые по химической структуре и по действию похожи на женские половые гормоны. При регулярном употреблении "пенного напитка" уменьшается выработка мужских половых гормонов, происходит жировое перерождение семенных канальцев, мужские половые железы замещаются жиром. У многих мужчин-любителей пива со временем наблюдается расширение костей таза, рост молочных желез, ожирение по женскому типу - в области ягодиц, бедер, груди. Добавьте к этому токсическое воздействие алкоголя на надпочечники, которое влияет на выработку андрогенов, и тогда становится понятным, почему сейчас так популярны средства, повышающие мужскую потенцию. Если не остановить волну алкоголизации, наша страна погибнет.

- Но ведь Россия всегда славилась своим разгульным удалым пьянством и до сих пор не вымерла?

- Это тоже миф. В то время как "просвещенная" Европа захлебывалась в вине и собственных нечистотах (даже в вельможных замках не были предусмотрены туалеты и умывальные комнаты), Россия оставалась очень чистоплотной и трезвой страной. У русичей была традиция обязательного посещения бани раз в неделю, а крепче медовухи (и то только по особым дням) наш народ ничего не употреблял. Первые попытки спаивания народа вызывали бунты. И сейчас представители европейских стран пьют не меньше русских, но только нам навязывается миф о том, что именно мы нация алкоголиков. На мой взгляд, это идеологическая война. Не зря ведь все (!) крупные пивзаводы в современной России принадлежат зарубежным концернам. У нас богатейшая история, и нашему народу есть чем гордиться. Важно дать понять сегодняшним подросткам, что русские - это великая нация, и что именно от них здесь и сейчас зависит будущее нашей страны.

Смотрите также: