Переосмысление национального. Творческие люди и родная культура

Каждый коллектив и творец понимает: национальное очень важно в его работе, оно отличает от других и привлекает аудиторию. © / Анна Городкова / АиФ

Как они переосмысливают национальное, творя? Подробности выясняла корреспондет «АиФ – Кузбасс».

   
   

Уникальный ансамбль

Надежда Ултургашева

Надежда УЛТУРГАШЕВА, профессор, доктор культурологи, руководитель студенческого фольклорного ансамбля тюркоязычных этносов Сибири «Алтын-Ай» («Золотая луна») КемГИК: «В нашем ансамбле представлены пять народов – алтайцы, хакасы, телеуты, тувинцы и шорцы. В таком составе мы выступаем чуть ли не единственные в стране. Это интересно и сложно – хоть все и тюрки, но каждый этнос со своими сложившимися стереотипами, менталитетом, элементами культуры и языком. Неправильно будет сказать, что участники ансамбля лишь поют и играют народную музыку. Они несут её в массы, даруют новое дыхание, новую жизнь, если хотите. А некоторые студенты регулярно выезжают на фольклорно-этнографическую практику, собирают различные песенные и музыкальные жанры фольклора народов Сибирского региона. После обработки эти произведения мы включаем в репертуар. В 1990-е годы с ростом национального самосознания все виды и жанры народного художественного творчества стали возрождаться, развиваться и транслироваться в современное культурно-образовательное пространство.

Сейчас участники ансамбля поют как народные, так и композиторские песни на слова известных в Сибири авторов. Например, «Родная Тува», «Чирим хустары» («Птицы земли моей») талантливого хакасского композитора Георгия Челборакова или алтайская песня «Энир дыылдыс» («Черноокая», или «Вечернее свидание»).

Интересна песня «Эжегей» («Песня о тюркских богатырях»), которая повествует о различных периодах истории тюркских народов: о возрождении великого Тюркского каганата, его расколе, новом стремлении к единению тюркоязычных народов. Слова написала шорская поэтесса Татьяна Тудегешева, а вот автором музыки стала студентка университета культуры, солистка ансамбля Ольга Таннагашева.

Совсем недавно мы принимали участие в фестивале дружбы тюркских народов «Сибирская чайхана» в Новосибирске (показывали номер на основе свадебного обряда), с которого вернулись победителями – получили «бронзу» Радует, что в столице Сибири есть дом национальностей, где в качестве участников могут собраться различные народы нашего округа и страны. В Кемеровской области более 100 национальностей, проживающих на одной территории, но подобных домов дружбы у нас нет. Как было бы здорово, если бы мы все вместе могли встречаться в Кузбассе!»

Тюркские танцы

Александр Осипов

Александр ОСИПОВ, руководитель танцевального коллектива «Чарык Сом» («Ясное отражение») г. Новокузнецк: «Два года назад я создал универсальный коллектив и начал учить своих танцовщиц классическим танцам, чтобы номера получались техничными и красивыми. Но затем постепенно стал придумывать национальные композиции. Я знаю всю тюркскую хореографию (этому особенно хорошо научили в КемГИКе), много моих родственников шорцев живут в Таштаголе (сам я оттуда), которые занимаются общественной деятельностью и активно продвигают родную культуру.

Конечно, в «Чарык Сом» мы танцуем не только шорские танцы, но и джаз, русские народные, классические. С подъёмом интереса к этнической хореографии я стал создавать номера на основе легенд, традиций, быта шорского народа – изображать в танце, к примеру, хозяина тайги Горной Шории и её жителей (белок, медведей, птиц).

Сейчас работаю над созданием номера «Всадники» – шорцы ведь всегда ездили на лошадях. А со своим номером «Богатыри», в основе которого лежит героический эпос, мы объездили всю страну и завоёвывали призовые места и награды.

В последнее время интерес к тюркской хореографии в России возрастает, поэтому стало появляться больше профессиональных конкурсов и возможностей попасть на них. Но если в той же Тыве и на Алтае тувинский национальный танец очень развит (как у нас русский народный), то в Кузбассе дела с национальными танцами обстоят хуже: представителей коренных народов, обладающих нужными навыками и знаниями, с каждым годом становится всё меньше.

   
   
Без фольклора в творчестве не обойтись. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Несмотря на эту проблему, мы стараемся восстановить культуру шорцев, развить хореографическое искусство и вывести его на новый уровень».

«Относитесь бережно!»

Ирина Кискорова

Ирина КИСКОРОВА, художественный руководитель шорского этно-фольклорного ансамбля «От Эне» («Дух матери огня») г. Новокузнецк: «Основная задача ансамбля – пропаганда народной музыки шорцев, игра на шорских музыкальных инструментах и возрождение древнего горлового пения «кай».

Каждая из участниц владеет несколькими инструментами – деревянным кай-комусом, железным тебир-комусом, смычковым ыых-комусом, бубном и флейтой хобрах. В основе наших произведений, конечно, фольклор предков – старинные песни, наигрыши, сюжеты из героического эпоса, а также песни на тексты шорских поэтесс Таяны Тудегешевой, Любови Арбачаковой.

Сами мы тоже сочиняем много песен и наигрышей. Изучая литературные памятники прошлого, мы перерабатываем и переосмысливаем эти сюжеты, пытаемся понять принципы мышления и жизни героев, которые всегда нас поражают своей мудростью.

Довольно быстро мы получили признание и любовь слушателей и с успехом гастролировали не только в городах Кемеровской области и ближайших регионах (Хакасия, Алтай, Тыва, Бурятия и т. д.), но и за рубежом – в Турции, Казахстане.

Я призываю всех бережно относиться к природе, её богатствам, к разным религиозным культурам и духовным традициям других народов! К сожалению, с каждым годом шорцев остаётся всё меньше и меньше – старики умирают, а у современного поколения уже другие идеалы, культура и субкультура. Поэтому ансамбль пытается сохранить и передать хотя бы то, что досталось нам от предков».

Представим духа в голове?

Сергей Челбогашев

Сергей ЧЕЛБОГАШЕВ, таштагольский мастер по художественной обработке дерева, лауреат областного конкурса 2010 года на лучший сувенир Горной Шории: «Я занимаюсь резьбой по дереву около 13 лет и работаю в основном с кедром. Профессия далась мне легче благодаря тому, что в школе я умел хорошо рисовать – мог представить, к примеру, как двигается воин. Учителя даже ругали – у меня в каждой тетрадке были узоры, звери, орнаменты. Потом привыкли.

70% успешной работы заключается в формировании формы в голове. Пока я не увижу мысленно фигуру со всеми её «подводными камнями» (думать могу пару дней), не сделаю качественно. Большая часть моих работ основана на шорском фольклоре и мифологии. Как я представляю, если мне хочется сделать скульптуру духа? Я пытаюсь мысленно оживить, к примеру, реку. Если река спокойная, красивая, даёт рыбу и воду, значит, она щедрая, со звонким голоском и озорным нравом – молодая девушка. А если река мощная, с омутами, глубокая, значит, её дух – сильная мудрая женщина.

Герои «Сказок Шапкая» Тотыша, которые «спрятались» в сквере в Мысках, вырезаны мною. Также я вырезал национального героя и охотника – могучего Ольгудека, правда, в миниатюре, в картине, но планирую сделать с ним большую композицию. Возле Таштагольского музея стоит бетонное изваяние духа горы Таг-Эзи, тоже моих рук дело. И недалеко от Таштагола, у родничка, где люди отдыхают, ещё один мой дух (только уже деревянный)– дух гостеприимства держит на руках дары природы. Ему местные жители всегда кидают мелочь на счастье. Даже если кто-то возьмёт оттуда себе на проезд, всё равно позже вернёт долг: народ принимает свою культуру очень близко к себе, у него нет к ней вероломного отношения. Сейчас я занимаюсь оформлением ледовых и снежных городков района, недавно открыл на горе Зелёной сувенирную лавку. Слава богу, работы хватает».

Справка
Национальные мотивы и элементы в своём творчестве используют, наверное, все. В Таштагольском районе резчик по дереву Вячеслав КУСУРГАШЕВ, вырезающий кедровые панно, изображает животных тайги и красивую шорскую природу. Мастер по художественной обработке кожи, меха, резьбе по кости и росписи по посуде Марина КОЗУЛИНА делает медальоны-обереги из когтей медведя, расписывает дерево и камни по мотивам шорских сказаний, делает кружки и тарелки с изображением Горной Шории.