Примерное время чтения: 8 минут
1893

Песни в картинах. Кто изображает шорцев и телеутов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 23/11/2016 Сюжет Коренные соседи
Источником творческого вдохновения Марины стало древнее шорское название земли-прародительницы - Элим.
Источником творческого вдохновения Марины стало древнее шорское название земли-прародительницы - Элим. / Анна Городкова / АиФ

Корреспондент «АиФ – Кузбасс» выясняла, что сподвигло кемеровскую художницу писать картины на национальные мотивы малых народов Сибири.

Богатое наследие

Кемеровчанка Марина КОЛОМЕЕЦ, архитектор по образованию и художница, начала писать картины на кузбасские этнические темы около десяти лет назад, когда пережила аварию и оказалась в инвалидной коляске.

Марина Коломеец

Долгое время девушка не могла двигаться, лежала в постели и просила одного: чтобы её снова начали слушаться руки, ведь она художница. Со временем чувствительность к рукам вернулась, и наша героиня смогла взяться за работу, как раньше.

В том же страшном для Марины 2005 году в краеведческом музее г. Таштагола ей подарили небольшую книжку с рассказами, притчами и стихами на шорском языке (с небольшим словарём в конце), после чего она полностью погрузилась в содержание и была поражена: какое богатое литературное наследие у наших предков! Тогда Коломеец начала выписывать разные книги из Таштагола, Новосибирска и Томска и всерьёз задумалась перенести образы, рождавшиеся в её голове по ходу знакомства с шорской культурой, на холст, чтобы запечатлеть историю сибирской земли. «Сами собой стали появляться рисунки, картины-иллюстрации, работы в живописи и графике. Сколько их у меня? Точное количество не назову, что-то приобретают музеи и частные коллекционеры. Музей-заповедник «Томская писаница», к примеру, приобрёл у меня 12 графических листов (открыток) из серии «Легенды Сибири» и «Элим – земля предков». Когда приходит вдохновение, моя муза, то этнические серии я с удовольствием пополняю новыми сюжетами», – рассказывает Марина Коломеец.

Картины Марина пишет как привычным акрилом, акварелью и тушью, так и нетипичной хной, вином, кофе и соком граната.
Картины Марина пишет как привычным акрилом, акварелью и тушью, так и нетипичной хной, вином, кофе и соком граната. Фото: Из личного архива/ Марина Коломеец

Страна Сибирия

12 октября в Кемеровском областном художественном колледже открылась выставка работ Марины и её супруга Константина ЭПОВА, который тоже увлечён историей шорцев и телеутов.

Графика супругов, содержащая в себе не только причудливые формы и замысловатые сюжеты, цепляющие глаз, отражает эпос, легенды и сказания малых народов Сибири, поэтичные сцены красоты края и истории древних. Темы сибирской этноархаики и современного города объединились у творцов в одну «Страну Сибирию». Этот творческий проект успешно стартовал в 2012 году в Санкт-Петербурге и «объездил» разные города нашего округа и Дальнего Востока.

Марина в шутку называет свою графическую живопись «тряпкографией» (её верное название - «монотипия»), потому что мажет кусок ткани или мятую бумагу в краске и отпечатывает рисунок на холсте. Потом из оттисков рождаются конкретные образы. Так происходит соединение случайного (оттиск) и закономерного. Если художник думает о пейзажах, он и в простых пятнах видит их элементы, к примеру, поля, усеянные цветами. Марина видела этнические образы. «Конечно же, у коренного населения изменились условия жизни, появилась возможность учиться, постигать различные знания. Опираясь на этот багаж, они хотят возрождать в той или иной форме древние культурные традиции и знания об истории своего народа», – говорит Марина, стремясь помочь в этом своим творчеством.

Евгения Юманова

Художественных изображений, которые создали бы шорские и телеутские художники, почти не осталось, поэтому кемеровчанка сама придумывает, как выглядел бы дух огня, дух воды или леса (наши предки одухотворяли всё, у них даже существовал дух очажной ямки и двери). «Иногда я смотрю на её работы и думаю, может, она действительно подключилась к нашим древним корням?» – оценивает творчество кемеровчанки член Союза художников России и педагог Кемеровского областного художественного колледжа Евгения ЮМАНОВА.

Зачем продлевать род?

Вообще же одним из основоположников темы коренных народов в живописи стал кузбасский художник Александр АНАНЬЕВ, но в поле его зрения попали алтайцы. Сам Александр Михайлович часто бывал на Алтае и делал много портретов местных жителей, которые в знак расположения и признательности дарили ему овец. В итоге у художника образовалось целое стадо (овцы плодились), над чем с удовольствием шутили кемеровские художники. Телеутов и их быт стремился запечатлеть Александр КИРЧАНОВ в 70-х годах прошлого века. Уклад коренных народов отражал вечность: они не изменяли именам, песням, быту и одежде уже многие годы. Это русские живут на территории Сибири около 400 лет, что для истории слишком мало, а тюркоязычные народы тут находятся гораздо дольше.

В картинах находят отражение эпос и легенды.
В картинах находят отражение эпос и легенды. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Также на этническую тему шорского народа пишет Эльвира СУРНИНА, с которой Евгения Юманова ездила в этом году в татарский древний город Елабугу. Каждый год там проходят симпозиумы художников постсоветсткого пространства.

Марина Коломеец рекомендует
На Марину Коломеец оказала большое влияние литература про шорцев и телеутов, которая начала появляться в начале ХХ века. Есть несколько авторов и текстов, которые помогут проникнуться этнической культурой. Это издание «Шорский героический эпос», где можно найти интересные произведения выдающихся шорских сказителей-кайчи Степана Торбокова и Владимира Таннагашева. Марина также рекомендует сборник «Сибирские сказания», повесть «Кинэ» шорского писателя Фёдора Чиспиякова, повесть «Алакет из рода быка» Романа Николаева и «Сказки Шапкая» Софрона Тотыша.
В этом году его темой стала «Сакральность народных песен». К ней, по словам педагога Евгении Николаевны, художники подготовились заранее: продумали, что будут писать, заказали холст и непосредственно на симпозиуме раскрыли тему. Подготовилась и педагог колледжа. «За основу своей картины я взяла телеутскую колыбельную. По их традиции, новорождённый ребёнок сначала спит около матери, но на новую Луну собираются старожилы улуса и с песнями как бы отделяют малыша от мамы – укладывают его в новую колыбель. Мне кажется, что наша жизнь состоит из суетливого настоящего, тревожного и непонятного будущего и разных степеней прошлого. Прошлое есть недалёкое (наши мамы, бабушки и дедушки), а есть далёкое: представим себе хоть тех же казаков, которые шли покорять Сибирь через дикую тайгу среди медведей и волков, сплавлялись на ладьях, зимовали практически под открытым небом. Мы сейчас едем на поезде и, кажется, долго. А как они осваивали территорию? Мы находимся в исторической цепочке с предками. Когда чувствуешь, что принадлежишь древнему роду, понимаешь, как важно рожать детей, чтобы продолжать его. У меня, кстати, три сына», – смеётся художница Юманова.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах