Корреспондент «АиФ – Кузбасс» выясняла, что сподвигло кемеровскую художницу писать картины на национальные мотивы малых народов Сибири.
Богатое наследие
Кемеровчанка Марина КОЛОМЕЕЦ, архитектор по образованию и художница, начала писать картины на кузбасские этнические темы около десяти лет назад, когда пережила аварию и оказалась в инвалидной коляске.
Марина Коломеец |
Долгое время девушка не могла двигаться, лежала в постели и просила одного: чтобы её снова начали слушаться руки, ведь она художница. Со временем чувствительность к рукам вернулась, и наша героиня смогла взяться за работу, как раньше.
В том же страшном для Марины 2005 году в краеведческом музее г. Таштагола ей подарили небольшую книжку с рассказами, притчами и стихами на шорском языке (с небольшим словарём в конце), после чего она полностью погрузилась в содержание и была поражена: какое богатое литературное наследие у наших предков! Тогда Коломеец начала выписывать разные книги из Таштагола, Новосибирска и Томска и всерьёз задумалась перенести образы, рождавшиеся в её голове по ходу знакомства с шорской культурой, на холст, чтобы запечатлеть историю сибирской земли. «Сами собой стали появляться рисунки, картины-иллюстрации, работы в живописи и графике. Сколько их у меня? Точное количество не назову, что-то приобретают музеи и частные коллекционеры. Музей-заповедник «Томская писаница», к примеру, приобрёл у меня 12 графических листов (открыток) из серии «Легенды Сибири» и «Элим – земля предков». Когда приходит вдохновение, моя муза, то этнические серии я с удовольствием пополняю новыми сюжетами», – рассказывает Марина Коломеец.
Страна Сибирия
12 октября в Кемеровском областном художественном колледже открылась выставка работ Марины и её супруга Константина ЭПОВА, который тоже увлечён историей шорцев и телеутов.
Графика супругов, содержащая в себе не только причудливые формы и замысловатые сюжеты, цепляющие глаз, отражает эпос, легенды и сказания малых народов Сибири, поэтичные сцены красоты края и истории древних. Темы сибирской этноархаики и современного города объединились у творцов в одну «Страну Сибирию». Этот творческий проект успешно стартовал в 2012 году в Санкт-Петербурге и «объездил» разные города нашего округа и Дальнего Востока.Марина в шутку называет свою графическую живопись «тряпкографией» (её верное название - «монотипия»), потому что мажет кусок ткани или мятую бумагу в краске и отпечатывает рисунок на холсте. Потом из оттисков рождаются конкретные образы. Так происходит соединение случайного (оттиск) и закономерного. Если художник думает о пейзажах, он и в простых пятнах видит их элементы, к примеру, поля, усеянные цветами. Марина видела этнические образы. «Конечно же, у коренного населения изменились условия жизни, появилась возможность учиться, постигать различные знания. Опираясь на этот багаж, они хотят возрождать в той или иной форме древние культурные традиции и знания об истории своего народа», – говорит Марина, стремясь помочь в этом своим творчеством.
Евгения Юманова |
Художественных изображений, которые создали бы шорские и телеутские художники, почти не осталось, поэтому кемеровчанка сама придумывает, как выглядел бы дух огня, дух воды или леса (наши предки одухотворяли всё, у них даже существовал дух очажной ямки и двери). «Иногда я смотрю на её работы и думаю, может, она действительно подключилась к нашим древним корням?» – оценивает творчество кемеровчанки член Союза художников России и педагог Кемеровского областного художественного колледжа Евгения ЮМАНОВА.
Зачем продлевать род?
Вообще же одним из основоположников темы коренных народов в живописи стал кузбасский художник Александр АНАНЬЕВ, но в поле его зрения попали алтайцы. Сам Александр Михайлович часто бывал на Алтае и делал много портретов местных жителей, которые в знак расположения и признательности дарили ему овец. В итоге у художника образовалось целое стадо (овцы плодились), над чем с удовольствием шутили кемеровские художники. Телеутов и их быт стремился запечатлеть Александр КИРЧАНОВ в 70-х годах прошлого века. Уклад коренных народов отражал вечность: они не изменяли именам, песням, быту и одежде уже многие годы. Это русские живут на территории Сибири около 400 лет, что для истории слишком мало, а тюркоязычные народы тут находятся гораздо дольше.
Также на этническую тему шорского народа пишет Эльвира СУРНИНА, с которой Евгения Юманова ездила в этом году в татарский древний город Елабугу. Каждый год там проходят симпозиумы художников постсоветсткого пространства.